В России проводятся массовые тренировочные мероприятия по эвакуации в учреждениях. Родительские чаты не умолкают, никто не понимает, что это – учебная тревога или теракт. Учителя тоже переживают, боятся, что сделают что-то не так и их накажут. Как в массовой эпидемии эвакуаций научиться быть терпимее и перестать винить друг друга и почему тренироваться эвакуироваться – очень важно?
Только за 10 декабря в Москве при проверке угроз о минировании были эвакуированы больше 120 тысяч человек. Среди объектов, где проводили эвакуацию, были школы, поликлиники и крупные торговые центры. Волна лжеминирований проходит в Москве и Петербурге с 28 ноября.
9 декабря эвакуация в школе Приморского района Петербурга привела к давке. После звонка о заложенной бомбе в школе прозвучала сирена, и дети толпой ринулись к гардеробу, где образовалась давка. По информации из родительских чатов, во время эвакуации все аварийные выходы оказались закрыты. Установленные на входе турникеты сняли только минут через десять после сигнала об экстренной ситуации. В СМИ появилась информация, что одной из девочек в толпе сломали руку.
4 декабря в Одесском колледже экономики случился страшный пожар, к которому никто не был готов.
«В колледже не было обнаружено ни одного огнетушителя, а автоматическая система оповещения отсутствовала. Склад огнетушителей нашли под кроватью у коменданта. Оповещение о возгорании в колледже осуществлялось путем нажатия на кнопку устаревшей сигнализации типа “Ревун” на первом этаже», – сказал руководитель главного управления Нацполиции в Одесской области Олег Бех. По его словам, первые наработки следственной комиссии показывают грубые нарушения пожарной безопасности. Бех подчеркнул, что эвакуация людей в таких условиях была фактически невозможной.
Итог – 12 погибших спасатели нашли под завалами, в больницы попали около 30 человек с травмами различной степени тяжести.
Если связать трагедию в Одессе с эвакуациями в Москве, можно сделать вывод, что даже если тревога учебная, она нужна и может помочь избежать беды.
Тренироваться – важно, чтобы понимать, как эвакуироваться в случае реальной опасности.
Например, в Японии этому обучают с раннего возраста. Самые маленькие поют песенку «Дзисин дангомуси» («Мокрица во время землетрясения»). В ней – про то, как вести себя во время катастрофы. В японских школах проводятся уроки ОБЖ: 6 лет – в младшей школе, 3 года – в старшей. Дети учатся оказывать первую медицинскую помощь. Сотрудники компаний регулярно отрабатывают эвакуацию из здания в случае тревожной ситуации, практикуются в медицинских знаниях и проверяют содержание наборов выживания. На случай аварийной ситуации у каждого японца есть дома «неприкосновенный аварийный запас». Японская модель борьбы с катаклизмами и происшествиями четко отлажена. А главное – натренированность нивелирует панику и позволяет действовать по плану.
Как безопасно провести эвакуацию
Чтобы предупредить массовую панику, помочь учителям и родителям, мы рассмотрим план проведения учебной эвакуации при пожаре в школе и других образовательных учреждениях.
- Паника – главный враг в таких ситуациях. Не нужно говорить детям, что школу покидают из-за грозящей опасности. Нельзя и просто выводить детей в коридор без четких инструкций. Давка создаст панику, и сработает психология толпы. Поэтому учителям необходимо объяснить, что дети должны построиться и покинуть класс, спуститься по конкретной лестнице, встать в определенное место на улице и делать все это четко и быстро.
- Важно объяснить детям, почему пришлось покинуть здание школы. Лучше это сделать, уже выйдя за его пределы.
- Попросить тех, у кого есть с собой мобильные телефоны, позвонить родителям и рассказать о случившемся. Либо учитель сам может связаться с родителями учеников, например, написав в школьном чате. Дети должны понимать, что родители в курсе и детей скоро заберут домой.
- Занижать степень опасности нельзя. Нужно попросить родителей поговорить со своими детьми после эвакуации, сказать, что могла возникнуть опасность, но теперь миновала во многом благодаря четким и слаженным действиям учителя и учеников. Похвалить ребенка за отсутствие паники во время эвакуации и объяснить, что теперь он, его товарищи и классный руководитель готовы ко всему, ведь они знают, что делать. Если эвакуация была учебной, необходимо честно сказать об этом и пояснить степень важности таких учений.