Экспертное мнение // Интервью

«Искусство педагога – в умении создавать и воплощать различные сценарии взаимодействия внутри класса»

  • 28 ноября 2019

«Искусство педагога – в умении создавать и воплощать различные сценарии взаимодействия внутри класса»
Фото: fdomgppu.ru

Современный мир меняется очень быстро, поэтому вопрос, как и чему учить молодые поколения, встает с небывалой остротой, считает академик Виталий Рубцов. Основатель и президент Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) поделился с РИА своим видением актуальных задач школьного образования.

– Виталий Владимирович, что значит быть ребенком сегодня?

– Понять современного ребенка значит, прежде всего, понять проблемы и риски общества, в которое он входит, понять реальную социальную ситуацию, в которой он действует и живет.

В самом общем виде можно сказать, что сегодня общество характеризуется многообразием быстро сменяющихся типов деятельности и форм общности. Их особенности растущему человеку необходимо понимать.

Умение взаимодействовать и общаться, понимать других и самого себя – самое важное для современных детей. Без этого едва ли возможно стать полноценным членом общества и участвовать в процессах, определяющих его развитие.

– Как вы понимаете задачи современной школы?

– Важно поддерживать и поощрять в детях дух сотрудничества, а также развивать умение включаться в новые типы активности. Образование школьников должно укреплять ответственность и инициативность. Современной массовой школе для этого потребуется всерьез переосмыслить сложившиеся формы и методы обучения.

При этом, несмотря на любые трансформации,одной из задач школы является формирование у детей интеллектуальных навыков, обеспечивающих полноценную умственную деятельность.

Существенную роль в новой школе будут играть информационные цифровые платформы.

Они могут быть эффективны при моделировании совместной деятельности детей и взрослых, что делает их необходимым инструментом в руках умелого педагога.

– Что в условиях современного общества главное для педагога?

– Искусство педагога сегодня заключается в умении создавать и воплощать различные сценарии взаимодействия внутри класса, тем самым направляя и модерируя совместное продвижение детей в освоении материала.

Содержание образования «оживает» только в формах совместной деятельности детей – как между собой, так и вместе с взрослыми. В условиях сотрудничества с другими поиск решения становится для ребенка значимым и приобретает личностный смысл.

Мотивация детей к учению зависит от успеха, который сопровождает ребенка в процессе решения учебно-познавательных задач.

Правильный выбор формы взаимодействия – учебной, исследовательской, проектной или иной – играет решающую роль при формировании и закреплении навыков познавательной активности.

– Какова роль семьи в образовании?

– Семья должна быть вместе с ребенком, «идти» за его проблемами, участвовать в его жизни. Уже с возраста 7–8 лет (а с 11–12 лет – просто необходимо) важно найти для него такие детско-взрослые коллективы, где бы он смог черпать и поддерживать здоровую мотивацию.

Ребенок объективно нуждается в сообществе, поэтому важно включить его в коллектив, адекватный задачам его развития.

Иначе он рискует оказаться в той компании, которая подвернется, а это отнюдь не всегда бывает полезно.

– Какие тенденции в психологии образования вы бы отметили?

– Сейчас происходит обращение исследователей к анализу детско-взрослых сообществ. Большое внимание уделяется изучению эффективных форм групповой исследовательской и проектной деятельности в основной и старшей школах.

Все чаще обращают внимание на то, что главное не столько передать детям определенные знания и умения, сколько научить их самостоятельно ставить и решать исследовательские и проектные задачи. Именно этого требует от нас современное общество.

Не будет преувеличением сказать, что в педагогике на смену тезису «надо научить детей» приходит тезис «надо научить взрослых работать с детьми».



Новости





























































Поделиться