Культура // Статья

Эмиль Золя, «Я обвиняю»: статья, навсегда изменившая журналистику

  • 25 ноября 2019
  • 3800

Эмиль Золя, «Я обвиняю»: статья, навсегда изменившая журналистику
Фото: thetimes.co.uk

Это самая знаменитая, первая страница в истории журналистики. 13 января 1898 года во французской газете «Орор» было опубликовано знаменитое открытое письмо Эмиля Золя «Я обвиняю» («J’accuse»). Этот материал вызвал огромный резонанс во всем мире и привел к бегству самого писателя в Англию. Но, важнее всего то, что статья «Я обвиняю» Эмиля Золя впервые показала, какое огромное влияние может иметь журналистика на общество и правящие круги.

Всего одно выражение «J’accuse!» (Я обвиняю) имело больше влияния, чем тысячи иных заголовков, и моментально повлекло за собой всемирный резонанс. 13 января 1898 года появилась статья длиной в 4000 слов, которая едко пародировала французское правосудие. Золя обвинял людей, незаконно осудивших невинного капитана французской армии Альфреда Дрейфуса. Он был признан виновным в государственной измене и приговорен к заключению в одиночной камере в колонии строгого режима в Северной Африке на острове Дьявола (Devil's Island).

После того, как в посольстве Германии в корзине для мусора были найдены секретные документы, стало совершенно ясно, что во французских рядах есть шпион. Найденные документы содержали информацию о будущих планах французской армии. Нетрудно было предположить, что кто-то из военных, работающий с этими документами, передавал их немцам.

И французы решили, что этим занимался именно капитан Альфред Дрейфус. Причин для обвинения Дрейфуса было предостаточно, но наиболее очевидная была связана с антисемитизмом в армии. А тот факт, что Дрейфус производил впечатление очень умного человека, еще более усугубил ситуацию. После обвинения в государственной измене капитан был отправлен на остров Дьявола в 1884 году, который оставался частью французской колонии до 1952 года.

Писатель и публицист Эмиль Золя присутствовал на процессе Дрейфуса и испытал огромное чувство отвращения и страха от того, как именно проходил суд и каким образом обвиняли Дрейфуса. Именно это, в конечном счете, и стало основанием для написания статьи «Я обвиняю». Золя обвинял правительство. «Молчание было бы равносильно соучастию, и бессонными ночами меня преследовал бы призрак невиновного, искупающего ценою невыразимых страданий преступление, которого не совершал», – заявил Золя.

На тот момент Эмиль Золя считался одним из самых популярных и уважаемых писателей во Франции. Правительство Франции не могло простить писателю того, что он выступил в защиту «какого-то еврея» и против чуть ли не целого класса «людей уважаемых и отменно благородных». К сожалению, после «Я обвиняю» Эмиль Золя также был осужден и признан виновным в клевете из-за его статьи. Избежать заключения писателю удалось лишь благодаря бегству в Англию, где ему приходилось постоянно менять фамилии и место жительства. А в это время «Я обвиняю» обсуждал весь мир.

Это был весьма противоречивый материал, потому что он обнажал правду о ложном обвинении Дрейфуса правительством, приводя немало аргументов. Статья была адресована тогдашнему президенту Франции Феликсу Фору, но в ней обвинения сыпались не только в сторону главы государства, но и в адрес множества других, причастных, так или иначе, к делу Дрейфуса.

После опубликования статья «Я обвиняю» получила всемирный резонанс. Данная статья – это фантастический пример того, с какой лёгкостью журналистика может распространить информацию и раскрыть правду. Как говорит сам Золя: «Мой долг сказать, я не хочу быть соучастником». Именно эта фраза стала манифестом свободы прессы и силы журналистики.

В конце концов полицейские решили продолжить копать дальше в поисках истины и нашли свидетельства того, что обвинения против Дрейфуса действительно были ложными. Полиции удалось выйти на настоящего преступника – Фердинанда Вальсена-Эстерхази. Таким образом, благодаря «Я обвиняю» Эмиля Золя капитан Дрейфус был выпущен на свободу. Тем не менее, из-за времени проведенного в той ужасной колонии, он вернулся сломленным человеком, не в силах нормально изъясняться и двигаться, а также эмоционально истощенным.

По ходу текста «Я обвиняю» Золя олицетворяет Францию с такими фразами как «какое же пятно грязи на вашем имени» и «у Франции пятно на щеке». Подобные отсылки в сторону Франции, которые по-прежнему были актуальны даже после окончания дела, давали ясно понять отношение Золя к ситуации в его стране. И они также указывали на силу свободы слова.

Адресовав письмо лично президенту, Эмиль Золя пытался продемонстрировать, что это дело будет иметь влияние не только на репутацию Франции, но и на всё её правительство. «История напишет, что именно во время Вашего президентства была совершена эта чудовищная социальная несправедливость», – заявлял писатель. Но в этих словах заключается и то, почему Золя получил много критики в свой адрес: обвиняя президента в социальных преступлениях, он мало концентрировался на восстановлении справедливости по отношению к ложно осужденному. Золя лишь обвинял, он не высказывал прямо, какой именно справедливости он хочет.

Но, тем не менее, в истории Эмиль Золя останется человеком, заслуживающим уважения за своё мужество. Он прекрасно понимал, к каким последствиям приведет публикация «Я обвиняю», но всё равно пошел на это, так как верил, что осуждать невиновного неправильно и народ должен знать об этом правду. Более того, писатель не побоялся открыто назвать имена тех, кого он считает ответственными за это преступление.

Золя пишет и о том, что это было не первое подобное проявление несправедливости: «В отношении подполковника Пикара суд тоже повел себя гнусно: сначала – публично обвинил его во всех грехах, а затем, когда свидетель попытался спасти свою честь, назначил закрытое заседание. Я считаю, что это тоже нарушение, и оно подымет всеобщее возмущение. Вне всяких сомнений, военный суд имеет странное представление о правосудии». Таким образом Золя открыто называет именно военный трибунал Франции главным виновником социально несправедливых обвинений.

Что еще важнее в окончании своей статьи он приводит конкретный список лиц, которых он обвиняет в ложном обвинении Дрейфуса, указывая на конкретную вину каждого из них: «Я обвиняю генерала Мерсье в том, что он явился, по меньшей мере – по слабости рассудка, сподвижником одного из величайших беззаконий столетия», «Я обвиняю генерала Бийо в том, что он, располагая бесспорными доказательствами невиновности Дрейфуса, скрыл их, нанеся ущерб обществу и правосудию», и наконец «Я обвиняю генерала де Пелье и майора Равари в том, что они произвели преступное расследование, чудовищно пристрастное, непревзойдённое по дерзости судебным заключением последнего».

«Правды – вот всё, чего я жажду страстно ради человечества, столько страдавшего и заслужившего право на счастье. Негодующие строки моего послания – вопль души моей. Пусть же дерзнут вызвать меня в суд присяжных, и пусть разбирательство состоится при широко открытых дверях!»

Благодаря статье «Я обвиняю» Эмиль Золя открыл глаза на целый ряд подобных социальных преступлений. Его имя стало не просто символом Франции, но и «совестью всей Европы». Написав «Я обвиняю», Эмиль Золя положил начало новой эры борьбы интеллектуальной элиты против дискриминации и несправедливости.

Можно ознакомится с полным текстом открытого письма Эмиля Золя «Я обвиняю».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube