13 ноября в центре современного искусства «Винзавод» состоялось первое заседание научного салона «Инсайты эволюции». В качестве куратора этого междисциплинарного проекта выступил советник ректора РАНХиГС, директор «Школы антропологии будущего» Президентской академии Александр Асмолов.
Открывая встречу, Асмолов назвал ее участников «мастерами обнимания необъятного», пригласив в соавторы проекта, инициированного с целью запуска диалога между научными исследователями и практиками искусства. «В нашем сознании салон “Инсайты эволюции” ассоциируется с мечтами Юрия Лотмана о научных школах как лабораториях жизни, институтом чародейства и волшебства братьев Стругацких, университетом сравнительных ненужностей Умберто Эко», - перечислил ученый, назвав салон «генератором идей, которые порой страшно высказать на полях канонической науки, образования и искусства».
Что сближает таких открывателей новых миров, как Альберт Эйнштейн, Льюис Кэрролл и Всеволод Мейерхольд? Почему дети, читающие фантастику, становятся успешными менеджерами ведущих компаний?
По версии Александра Асмолова, все они – возмутители спокойствия, иноходцы, взломщики стереотипов, выступающие генераторами неопределенности и разнообразия.
Первая встреча, которой кто-то из соавторов проекта предпослал эпиграф: «Донкихоты против роботов», была посвящена футурологии и ее способности сканировать горизонты.
С точки зрения преподавателя Высшей школы финансов и менеджмента (ВШФМ) РАНХиГС, доктора психологических наук Тимофея Нестика, мы находимся в ситуации коллапса социального доверия. Разговоры о будущем в этих условиях становятся сконцентрированными на той части его образа, которая связана с коллективными страхами. При этом, согласно парадоксальным итогам последних опросов, метаморфозы климата беспокоят россиян гораздо меньше, чем свалки и мусор.
«Причина, возможно, в том, что есть вещи, на которые мы можем повлиять, а есть те, на которые, как нам кажется, не можем», – предположил исследователь. Как бы то ни было, подогревание СМИ страхов по поводу глобальных климатических изменений сталкивается с чувством беспомощности людей. В условиях низкого социального доверия оно выражается в недооценке серьезности угроз и различных способах ухода от дамокловых мечей по формуле «это где-то далеко» или «само рассосется».
Один из представителей негативной футурологии Ханс Йонас утверждал, что индивидуум в наш век высоких технологий должен себя вначале напугать, чтобы задуматься о трагических последствиях творимых перемен, и лишь потом о возможностях их предотвращения.
В то же время угроза, как подсказывает опыт, есть наихудший способ диалога с обществом. Проблема в том, что «страх резко сужает набор сценариев будущего, из которых можно выбирать», подчеркнул участник салона.
Примерно 30 лет назад в колыбели космонавтики городе Калуге один старшеклассник участвовал в конкурсе «Малый интеркосмос». «В этот момент я четко знал, что будущее за космонавтикой, собирался стать конструктором межпланетных космических станций. Но спустя всего несколько лет произошел распад Советского Союза, и все эти сценарии свернулись на долгое время. Причем не только для меня», - рассказал профессор практики центра развития образования Школы управления «Сколково» Павел Лукша.
Мы живем в удивительной стране, которая попробовала придумать себе будущее и его реализовать. Это была попытка коллективно стать футуропрактиками. А в итоге экспериментаторы пришли к тому, к чему пришли. «Я не знаю, в какой мере это украденные мечты, промах мимо ожидаемого будущего, а в какой – закономерный финал утопического мышления о будущем», - признался он.
Будущего нет, есть только наше представление о нем. В этом, помнению участника салона, одна из главных сложностей инсайтологии. Мы вступаем в период турбулентности, которая продолжает расти.
Современное общество можно сравнить с неразумными детьми, которые доедают последние сладости из кладовки. Альтернатива – взять на себя ответственность. «То, что с нами происходит, это своего рода инициационное испытание. Мы трансформируемся, если нам повезет, в ответственных взрослых», - поделился надеждой исследователь.
Литературный критик, культуртрегер, автор и ведущий программы «Вслух» на телеканале «Культура» Александр Гаврилов 10 лет подряд работал главным редактором газеты «Книжное обозрение». И каждую неделю просматривал список бестселлеров. «Это такое чтение, развивающее смирение... (Смех в зале.) Хочешь, не хочешь, а смотришь, как горит огонь или течет река... И я заметил одну важную особенность: когда в обществе начинали происходить какие-то быстрые перемены, то весь топ бестселлеров захватывали детективы: вероятно, читатель нуждался в сбросе агрессии. А как только социальная динамика начинала тормозить и появлялся запрос на облик будущего, тут же появлялась фантастика», – рассказал эксперт.
По его теории, воля к будущему накапливается в периоды постоянства, а расходуется во время социальных бурь. Сегодняшняя глобальная растерянность в отношении будущего участник салона связал со стремительными изменениями в обществе и экономике. В противовес устоявшемуся стереотипу («Будущее определяется нашим настоящим»), он предложил свой афоризм: «Наше настоящее растет из будущего», предположив, что картинка, которая будет на нас наползать, примет вполне симпатичную форму.
Теорию инсайтов разрабатывали Макс Вертгеймер и Карл Дункер, утверждая, что инсайт – это озарение, яркий прорыв в осознании чего-либо, дающий принципиально новое знание. Понятие «инсайты эволюции» в этом смысле можно трактовать как непрерывный поток изменений и наращения сложности, где на стыке дисциплин рождаются новые смыслы. Каждый из этих смыслов может стать вектором, меняющим ход истории.
Экспертный совет проекта «Инсайты эволюции» определил тему первого цикла как «Эволюция в оптике науки, культуры и искусства». К участию в салоне приглашены не только выдающиеся деятели искусства, но и представители культуры и бизнеса.
Деятельность научного салона обеспечивает экспертный совет. В его составе академик Российской Академии образования, советник ректора РАНХиГС, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Асмолов, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ Мария Фаликман, директор института психологии РАН, заведующий лабораторией психологии и психофизиологии творчества Дмитрий Ушаков.