«Посиди со мной, поиграй со мной! Мам, мне скучно!» – наверняка и вам доводилось слышать подобное нытье, когда ребенку скучно и ему нечем заняться. Обычно мы замечаем эти фразы острее, когда нам самим как раз есть чем заняться!
Первая реакция, как правило, – конечно, раздражение: «В конце концов, займись уже чем-нибудь! Поиграй, вот сколько у тебя игрушек!» А про себя мы думаем: «Ну почему сейчас!? Ведь час назад у меня было время, и я предлагала тебе поиграть!» И вот невольно просыпается голос совести. Возникает стойкое чувство вины вечно занятой мамы перед «заброшенным» ребенком. Хочется что-то срочно сделать, чтобы исправить невыносимое положение малыша. И вы «чешете затылок» в поисках ответа «чем бы таким его занять?». Иногда даже бросаете свое занятие и самоотверженно отправляетесь развлекать отпрыска. В крайнем случае включаете ему компьютер или даете планшет (смартфон).
Но постойте! Скука – это не ваша вина! Это всего лишь следствие того, что ребенок еще не умеет сам занять свое свободное время. А этому обязательно нужно учиться. Планировать, действовать самостоятельно, занимать себя – важные приобретения дошкольного возраста. Так что скука – вовсе не враг и не повод корить себя за плохую организацию детского дня. Скука нужна детям, чтобы взрослеть!
Давайте посмотрим, почему дети вообще начинают скучать? В каком возрасте и в какой ситуации вы заметили это впервые? Ведь обычно вокруг так много интересного! Дети порой удивляют нас тем, что могут придумать игру буквально из ничего, моментально найти себе занятие, быстро подружиться с незнакомым ребенком на площадке… Так откуда же вдруг эта скука берется?
Дети научаются скучать по разным причинам.
К примеру, бывает скучно в перерывах между делами и занятиями, которые мы придумали для ребенка. Мы все заранее распланировали (рисование, балет, лепка, музыка), но в перерывах внутри такого структурированного расписания дети грустят. У них возникает что-то вроде «опустошения», с которым они не знают что делать, ведь опыта у них нет – обычно занятие придумывает мама или учительница (воспитатель). Таким детишкам просто необходимо оставаться наедине с собой и своим свободным временем. Нужно учить их самих искать или придумывать себе занятие, прислушиваться к своим интересам и желаниям, выбирать, самостоятельно брать ответственность за свое личностное пространство и уважать границы других людей. Иначе ребенок может вырасти зависимым от чужого мнения, безынициативным, эмоционально пассивным.
Второй вариант – дети просто борются за ваше внимание, за возможность побыть с вами. Особенно часто так бывает, если вы действительно сильно заняты и проводите не очень много времени с ребенком. Деткам может не хватать общения, и их нытье «скучно» – просьба о любви, и скуку таких детей желательно развеять совместными занятиями: сходить в парк, почитать, соорудить что-то вместе.
Третий вариант – скука может быть признаком тревоги или сниженной познавательной активности. Часто встречается у детей, привыкших к готовым развлечениям в виде компьютерных игр или электронных «развивалок», которые всегда под рукой (на телефоне или планшете).
Психоаналитик Отто Феничел сформулировал еще одну причину: «Скука появляется, когда нам нельзя делать то, что мы хотим делать или должны делать то, что мы делать не хотим». Достаточно яркий пример, правда? Особенно если вспомнить ненавистный тихий час в детском саду или стояние в очереди.
В общем, с одной стороны, скука – это неизбежная реальность, с которой и мы, и наши дети периодически сталкиваемся. Вопрос лишь в том, что мы делаем с ней. Поддаемся ее вязкому влиянию или сопротивляемся и учим своих детей искать интерес и смысл в происходящем вокруг.
Поэт Иосиф Бродский и солидарный с ним философ и детский писатель Оскар Бренифье предлагают совсем другой способ. Вместо того чтобы скуку развеивать, прогонять, можно предаться скуке, когда она вас одолевает, погрузиться в нее, дойти до самого дна, исследовать ее и себя в ней. Ведь скука говорит на языке времени, ей предстоит преподать нашим детям наиболее ценный урок – урок бесконечности времени и нашей незначительности на этом фоне. Когда человеку скучно, в коре головного мозга преобладают процессы торможения. Скука – своего рода перезагрузка мозга, дверь в медитацию, отдых от вечной болтовни и суеты.
Неструктурированное время – зачастую единственный способ исследовать свой внутренний мир в наш век скоростей и мгновенных сообщений. Неструктурированное время – начало творчества. Окунитесь в свое детство: дверь подъезда захлопывается, и вот вы стоите посреди пустого двора в оцепенении. Зной, жужжание мух, даже солнцу скучно светить. Вы тыкаете асфальт носком ботинка, присматриваетесь к кирпичам старого дома, заглядываете в углы, бродите неприкаянно. И вдруг среди этой вязкой пустоты, вакуума возникают идеи: «А пойду-ка я покатаюсь на велике», «Зайду за Вовкой», «Построю шалаш». Эти вязкие минуты – часы – своего рода вызов растущему человеку. Толчок к поиску своего призвания, исследованию своих склонностей и талантов, занятий, которые захватывают целиком, по-настоящему, без компромиссов.
Только в молчании скуки зачастую можно начать думать и воспринимать мир целостно. Скука может стать лупой, линзой, с помощью этого инструмента вдруг разглядишь узор на обоях, пылинки, которые кружатся по комнате, услышишь тиканье часов.
Нашим детям, на мой взгляд, стоит научиться понимать, что такое свободное время и что с ним можно делать. Как его занять, как проводить, как распределять, как выбирать подходящие занятия. Если они не научатся это делать в детстве, то когда?