Дискуссия по переписке публикуется с разрешения авторов, без правок и редактуры.
«Вести образования» благодарят коллег за возможность познакомить читателей с текстами писем и надеются на продолжение дискуссии на эту безусловно важную тему.
Уважаемый Александр Григорьевич!
Простите, я не специалист в области психологии. На геологическом факультете эту дисциплину не преподавали, а в семинарии учился заочно,параллельно занимаясь сохранением не очень кому нужного кладбища. Но Ваш логический переход от слов Святейшего о либерализме, а это понятие включает в себя свободу мысли и свободу их выражения, до обвинения его в призыве к крестовому походу заставил меня вспомнить старый анекдот.
Жена высказывает некоторое предложение. Супруг говорит ей: «Дорогая, а может быть мы сделаем так-то и так-то». «Что?!! – слышит он в ответ, – ты считаешь меня неправой. Значит я глупая! Мама, он меня … назвал!»
А если по серьезному, то по мысли преподобного Силуана Афонского «свобода только там, где нет смерти, где подлинное вечное бытие, то есть в Боге».
Потому, пока мы будем пытаться ставить в центр Вселенной человека, мы будем оставаться рабами смерти, а когда в центре Воскресший Бог – мы свободны. И именно эта свобода давала возможность простым, нередко неграмотным, бабушкам отвечать на вопрос следователей об их отношении к Советской власти, что эта власть есть явление временное, и тем самым сохранить в себе то, что верующие люди называют «образом и подобием Божием», а психологи – «личностью». Тогда как, казалось бы, мужественные командармы, до этого не раз поднимавшие под градом пуль целые армии в атаку, но не имеющие этого основания веры, ломались и писали и на себя, и на своих близких неизвестно какие глупости.
По поводу же «рабства» почитайте в евангелии от Иоанна прощальную беседу Христа с учениками, где Он, дав им новую заповедь о любви, говорит: «Вы друзья Мои, если соблюдаете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15. 14-15).
К вопросу же об ответственности или безответственности человека позволю себе напомнить Вам слова Господа к еврейскому народу, когда он входил в землю обетованную: «Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Жизнь и смерть предложил я тебе... Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30. 15, 19).
Не надо наводить тень на плетень, Бог всегда ждет от нас выбора, и Он настолько уважает наш с Вами выбор, что по словам того же Силуана Афонского, Он бы мог всех привести к Себе, несмотря на все наши безобразия, но если мы говорим: «Не хочу!», Он отходит и смиренно ждет, пока мы дорастем до встречи с Ним.
А вообще надо перечитать Николая Александровича Бердяева, его «Философию свободы», тем более, что встречаемся мы с Вами на Старой или Новой площадях в тех домах, мимо которых он нередко ходил, направляясь в церковь Свт. Николая в Кленниках, сохранившуюся до наших дней в самом начале улицы Маросейки, где он был прихожанином.
Еще раз простите, если что не так. Я простой кладбищенский поп, а не философ или богослов.
С уважением, прот. Кирилл Каледа
Рискованно разделять людей на касты
Дорогой мой собрат по любви к свободе! Для меня ценно все, что Вы пишите! Подчеркиваю, абсолютно все...! Особенно мысль о временности и проходящим характере любой власти над нашими мыслями, нашей душой!
И, конечно, я не теолог.
Мой текст о том, сколь рискованно духовному лидеру , явно или неявно , дарить аргументы тем, кто пытается погрузить общество в токсичный раствор политической ксенофобии; тем, кто подпитывает идеологические установки черной сотни и стигматизирует массовое сознание, разделяя людей на касты.
Именно об этом и в этом боль моей души!!!
С уважением, Александр Асмолов