Я не имею в виду, что он ненормальный, что с ним что-то не так, что он больной. Я имею в виду, что ему сейчас нужен человек, который сможет его понять лучше, чем он понимает сам себя. Психолог нужен для детей, которые «заблудились» на своем пути развития.
Проблемы ребенка могут забавлять, казаться придуманными и глупыми. Но на самом деле маленький человек переживает кризисы, испытывает тревогу, чувствует опасности, изучает окружающий мир, как только появляется на свет (а по некоторым данным, это происходит даже еще во время беременности). И я уверена, что большинство мам и пап хотят видеть свою дочь/сына счастливыми, уверенными, спокойными, но, к сожалению, моя практика показывает, что помогать своему ребенку стать таким многие не могут или не хотят.
Безусловно, я не призываю всех родителей поголовно обращаться к психологу. У меня нет цели, как у некоторых, убеждать, что психолог нужен всем и всю жизнь. Но в некоторых случаях он действительно необходим. Как, например, логопед. Мы прекрасно понимаем, что к логопеду не нужно ходить тем, кто четко выговаривает все звуки и у кого хорошая речь. Но мы также понимаем, что, если человек испытывает трудности, то ему нужно помочь. К сожалению, то, что ребенку нужна психологическая поддержка, не всегда так легко выявить. Но это тоже возможно. Вот некоторые истории из моей практики, в которых детям, на мой взгляд, психолог был нужнее, чем репетитор.
История № 1
Меня пригласили к мальчику 8 лет, чтобы я позанималась с ним математикой и русским языком. Когда я пришла, мальчик встретил меня с истерическими воплями, плачем и выкриками, чтобы я уходила. Он кидал вещи по комнате, причем не только свои, но и те, которые принесла я для занятия. Он обращался ко мне на «ты» и бился головой о кровать. При этом то, для чего меня пригласили, оказалось ему совсем не нужно. Потому что он хорошо считал, мог выразительно читать, знал наизусть стихи. Но маму беспокоили оценки в школе. И когда я сказала, что проблема с оценками у него не из-за знаний, а из-за его состояния, она очень резко ответила, что все это говорят, но она знает, что с её сыном все в порядке.
История № 2
Ученица, которой тяжело даются все школьные предметы. Она очень быстро устает и теряет внимание. Сидеть на месте больше 15 минут для нее просто пытка. На уроках она отвлекает своих одноклассников, любит привлекать к себе внимание, часто испытывает беспокойство. Ей очень нравится, когда она получает хорошие оценки, но из-за тотальной невнимательности и неусидчивости это происходит крайне редко. Очевидно, что она гиперактивный ребенок с высоким уровнем тревожности, которому нужно куда-то девать свою энергию и периодически выговариваться. Когда я говорю родителям, что таким детям необходима помощь, чтобы успокоить нервную систему и восстановить баланс, они отвечают, что девочке на ночь дают ромашковый чай и этого достаточно.
Я уверена – если бы родители этих детей обратились к хорошему специалисту, то проблем с поведением и обучением стало бы куда меньше. Тем более что самим родителям хорошо известно о внутренних проблемах семьи: развод, недостаток общения, алкоголь, смерть и много всяких причин, которые могут отражаться на поведении, состоянии, самооценке и психике ребенка.
Если в семье происходит что-то подобное и состояние ребенка меняется, то не нужно думать, что все пройдет само собой.
Не нужно бояться обращаться за помощью.