Заместитель министра просвещения напомнила в ходе экспертной дискуссии «Зачем государству школа, а школе государство?» в рамках Гайдаровского форума, что заказчиком в этой системе всегда было государство, и следствием этого стало единство образовательной траектории для всех обучающихся.
Кроме того, сложилась определенная монополия на образовательную
логистику – все обучение проходило только в школе. И, наконец, была
«узурпация на дистрибуцию знаний, навыков и компетенций – их давали
только учитель и учебник».
По ее мнению, ребенок должен научиться систематизировать знания, поскольку у него есть доступ к огромному массиву информации. При этом получать эти знания он должен не только в школе, а в рамках
сетевых образовательных программ и дополнительного образования, считает
заместитель министра просвещения РФ.
Учитель же должен стать навигатором обучения, управлять самим процессом, а не содержанием обучения, он уже не будет монополизированным источником знаний.
Кроме того, Марина Ракова подчеркнула, что необходимо переходить к индивидуализации образования, причем с повышением уровня знаний и возраста школьников вариативная составляющая обучения должна возрастать.