Без рубрики // Колонка

Куда катится образование?

Проблемы финансирования школ, зарплаты учителей, функции ЕГЭ – далеко не единственные камни преткновения современной образовательной системы. О причинах «школьного кризиса» размышляет автор, болеющий за развитие российского образования.

Куда катится образование?

Побывал на педагогической конференции, где собрались учителя муниципальных школ. Вот некоторые тезисы, над которыми думаю.

Чем живет учитель

• Учителя пребывают в состоянии, когда воспринимают свою работу как самоотверженное служение, недостаточно ценимое обществом. А в обществе преобладает мнение, что учителям недоплачивают за их работу.

• Нет физической возможности платить учителям больше. На образование уходит половина муниципального бюджета.

• Административный аппарат в условиях, когда нет возможности повысить зарплату учителям, а, следовательно, и поднять требования к их профессионализму и мотивации, приходит к выводу о том, что нужно жестче контролировать имеющихся работников (отчеты, нормативы, контроль), дабы они «лучше учили». Это, естественно, делает условия работы учителей еще более тяжелыми и менее привлекательными.

Заказчик образования

• Есть большая проблема в том, что не совсем четко определено, кто заказчик и в чем задача муниципального образования.

Мне кажется, что заказчик обязательного муниципального образования – это общество.

Именно оно заинтересованно, чтобы каждый, вне зависимости от достатка и социального положения, обладал стандартным набором социальных навыков, позволяющих ему жить в определенной среде, а этому обществу – с ним.

Мы заинтересованы в том, чтобы все умели читать и писать на русском языке, знали математику, историю и культуру своей страны, обладали кругозором и представлениями об устройстве мира.

Еще желательно, чтобы дети выходили из школы любознательными и обладали навыками коммуникации и совместного действия.

Задача и оценка школы

• Система образования не заканчивается на муниципальных школах, но, к сожалению, родители стараются предъявить им требования по стандарту лучших частных школ. Скажем, требуют, чтобы дети сдавали ЕГЭ с баллом, позволяющим поступить в лучший вуз страны или бегло говорить на английском языке.

ЕГЭ – хорошая и нужная штука, но ни в коей мере не должна служить оценкой деятельности муниципальной школы.

Главный критерий – социализация (не совсем понятно, как ее померить), а не средние баллы по специальностям.

• Профессиональная ориентация, знание языков и подготовка к элитным вузам – это не основная задача муниципального образования. Это уже из сферы дополнительного образования и тут инициатива и финансирование скорее лежат на родителях.

Желание и финансы

• Еще одной «фантомной болью» является воспоминание о «советской школе», где одной из функций было создание «воронки фильтрации» для поиска талантов для ВПК, чтобы создать своего рода «ядерную бомбу» и средство доставки на голову неприятелю. Многие сейчас воспринимают эту «воронку» как достижение образования, а это не совсем так.

• К сожалению, у политиков обычно не хватает мужества и силы сказать, что в нынешнем состоянии финансирования муниципального образования денег не хватает на бесплатное решение для граждан всех образовательных задач.

Поэтому появляются ничем не подкрепленные обещания и проекты, что, в свою очередь, плодит избирательность и несправедливость.

Несоответствие денег, выделяемых на муниципальное образование, и «хотелок» от него является фундаментальной проблемой нашей школы. Нужно либо денег добавлять, либо «хотелки» уменьшать.

Ну и напоминаю, что это не утверждения, а лишь тезисы, над которыми размышляю как не профессионал от образования, а человек сочувствующий и интересующийся. Интересно послушать мнение знающих и понимающих людей.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube