Побывал на педагогической конференции, где собрались учителя муниципальных школ. Вот некоторые тезисы, над которыми думаю.
Чем живет учитель
• Учителя пребывают в состоянии, когда воспринимают свою работу как самоотверженное служение, недостаточно ценимое обществом. А в обществе преобладает мнение, что учителям недоплачивают за их работу.
• Нет физической возможности платить учителям больше. На образование уходит половина муниципального бюджета.
• Административный аппарат в условиях, когда нет возможности повысить зарплату учителям, а, следовательно, и поднять требования к их профессионализму и мотивации, приходит к выводу о том, что нужно жестче контролировать имеющихся работников (отчеты, нормативы, контроль), дабы они «лучше учили». Это, естественно, делает условия работы учителей еще более тяжелыми и менее привлекательными.
Заказчик образования
• Есть большая проблема в том, что не совсем четко определено, кто заказчик и в чем задача муниципального образования.
Мне кажется, что заказчик обязательного муниципального образования – это общество.
Именно оно заинтересованно, чтобы каждый, вне зависимости от достатка и социального положения, обладал стандартным набором социальных навыков, позволяющих ему жить в определенной среде, а этому обществу – с ним.
Мы заинтересованы в том, чтобы все умели читать и писать на русском языке, знали математику, историю и культуру своей страны, обладали кругозором и представлениями об устройстве мира.
Еще желательно, чтобы дети выходили из школы любознательными и обладали навыками коммуникации и совместного действия.
Задача и оценка школы
• Система образования не заканчивается на муниципальных школах, но, к сожалению, родители стараются предъявить им требования по стандарту лучших частных школ. Скажем, требуют, чтобы дети сдавали ЕГЭ с баллом, позволяющим поступить в лучший вуз страны или бегло говорить на английском языке.
ЕГЭ – хорошая и нужная штука, но ни в коей мере не должна служить оценкой деятельности муниципальной школы.
Главный критерий – социализация (не совсем понятно, как ее померить), а не средние баллы по специальностям.
• Профессиональная ориентация, знание языков и подготовка к элитным вузам – это не основная задача муниципального образования. Это уже из сферы дополнительного образования и тут инициатива и финансирование скорее лежат на родителях.
Желание и финансы
• Еще одной «фантомной болью» является воспоминание о «советской школе», где одной из функций было создание «воронки фильтрации» для поиска талантов для ВПК, чтобы создать своего рода «ядерную бомбу» и средство доставки на голову неприятелю. Многие сейчас воспринимают эту «воронку» как достижение образования, а это не совсем так.
• К сожалению, у политиков обычно не хватает мужества и силы сказать, что в нынешнем состоянии финансирования муниципального образования денег не хватает на бесплатное решение для граждан всех образовательных задач.
Поэтому появляются ничем не подкрепленные обещания и проекты, что, в свою очередь, плодит избирательность и несправедливость.
Несоответствие денег, выделяемых на муниципальное образование, и «хотелок» от него является фундаментальной проблемой нашей школы. Нужно либо денег добавлять, либо «хотелки» уменьшать.
Ну и напоминаю, что это не утверждения, а лишь тезисы, над которыми размышляю как не профессионал от образования, а человек сочувствующий и интересующийся. Интересно послушать мнение знающих и понимающих людей.