Новые идеи – новые книги // Статья

«Золотой ключик» к образованию будущего

Мы открываем новую рубрику «Новые идеи – новые книги», в которой Александр Асмолов будет делиться своими впечатлениями о книжных новинках про образование.

«Золотой ключик» к образованию будущего
Фото: medhp.ru

Перед вами, читатель, книга Ч. Фейдл, М. Бялик, Б. Триллинг с заманчивым названием «Четырехмерное образование: Компетенции, которые нужны для успеха».

Как только я открыл эту книгу, у меня возникли ассоциации, которыми я рискну поделиться.

Первая из ассоциаций пришла из детства. И я вспомнил, как Буратино, оказавшийся в кувшине, гулким голосом выпытывал у Карабаса-Барабаса и Дуремара тайну: «Открой тайну золотого ключика».

Является ли эта книга золотым ключиком к каскаду изменений образования, который происходит в мире, или же она – очередное поле чудес в стране под известным вам названием?

Вторая ассоциация. Вопрос о многомерности – это всегда вопрос о том, как оказаться в ином, еще неизвестном мире, прорваться сквозь портал и оказаться в новой неизведанной Вселенной. Приведет ли эта книга нас в новую Галактику образования?

И третья ассоциация – это ассоциация с выступлением в самом конце девяностых годов ХХ века ректора Лондонского университета Р. Барнетта: «Западный университет умер. В это трудно поверить, но такова реальность. Правда, история университета говорит о его необыкновенной способности к обновлению и адаптации к новым условиям. Это позволяет надеяться на то, что и сейчас свершится чудо и возникнет новый университет. Смерть и воскрешение университета – тема моей сегодняшней лекции.

Почему именно вопрос о смерти и воскрешении начинает мое выступление? Это могло бы быть риторическим приемом, чтобы завладеть вашим вниманием, простой провокацией? Однако в действительности этот язык как нельзя лучше подходит для описания ситуации, в которой мы находимся. Понимание того, чему призван служить университет в современном мире, оказалось утерянным. Невозможно вернуться в мир, где было доподлинно известно, что мы собой представляем. Нет традиций, которых мы могли бы придерживаться; все приходится начинать заново. Для этого нужны новые понятия и новое определение целей. Все это требует существенной перестройки университета, если мы хотим, чтобы он принял вызов, брошенный временем»

Эти строки Р. Барнетта могли бы быть и вступлением к книге «Четырехмерное образование: Компетенции, которые нужны для успеха».

По сути, авторы книги могли бы вслед за Р. Барнеттом повторить, что школьное образование почти умерло и на наших глазах в самых разных странах мира происходят затяжные роды нового школьного образования.

Каким будет этот ребенок? Совершенно ясно, что какие бы мы сегодня ни строили прогнозы, реальность окажется богаче.

Авторы книги, являющиеся интернациональным коллективом, предприняли амбициозную попытку сшить разные картины образования под флагом современности. Они осознают вызовы современности, такие как вызовы неопределенности, сложности и разнообразия (см. например: Асмолов, 2015). И в этом они явно или неявно идут по пути Р. Барнетта, который строил новую модель университетского образования.

При этом хочется подчеркнуть, что при проектировании образования куда важнее найти верный путь, чем новый путь. Думаю, что авторы данной книги на верном пути.

Авторы приглашают нас познакомиться с моделью образования, ориентированной на завтрашний день: four-dimensional education – четырехмерное образовательное пространство, которое включает знания, навыки, характер и мета-познание.

Книга написана ясным, общедоступным языком. Она хорошо структурирована и проиллюстрирована.

Книга начинается с идеального образа выпускника – с новых требований к будущему специалисту. «Сегодня важны любопытство, открытость новому и создание связей между идеями, которые прежде казались не связанными друг с другом, а для этого необходимо иметь представление о различных областях знаний, а не только об одной и быть восприимчивым к новой информации».

В книге отражены глобальные изменения, происходящие в современном мире вообще и в образовании в частности.

Эти изменения требуют от школы перемен – взгляда в будущее. Опоры не только на знания и навыки (практики), но и на личность человека (его субъектность) и мета-познание.

Так, например, важно обратить внимание, что мир больше не делится на специалистов узкого и широкого профиля. «Специалисты обладают глубокими знаниями и имеют узкую область их применения, благодаря чему их опыт признан коллегами, но не ценится за пределами их сферы. Работники широкого профиля трудятся в более широкой сфере, но владеют неглубокими знаниями. А вот кто ценится все больше, это универсалы, способные применять глубокие знания в прогрессивно увеличивающемся наборе ситуаций и опытов, получающие новые компетенции... – они быстро учатся и осваивают новые места в изменяющемся мире…» (с. 20–21).

В ответ на вызовы неопределенности, сложности и разнообразия школа (система образования), по меньшей мере, может ответить усилением глобальной компетентности (планетарной идентичности – понимание взаимосвязи людей, организаций и проблем на всей планете), информационной грамотности (критическое мышление и готовность к восприятию нового), а также научить системному мышлению, экологической и цифровой грамотности.

Ключевые качества, необходимые, по мысли авторов книги, для жизни в современном мире – это: Осознанность (Mindfulness), Любознательность (Curiosity), Мужество (Courage), Жизнестойкость (Resilience), Нравственность (Ethics), Лидерство (Leadership).

Книга читается так захватывающе, что порой гасишь свое собственное критическое мышление. Но, чтобы не оказаться «в стране невыученных уроков», хотел бы поделиться с читателями рядом сомнений, которые возникают при анализе четырехмерной модели образования.

Первое сомнение. Всегда писал, что человек является мерой всех вещей, поскольку он сам не имеет меры. В связи с этим сведение модели образования к четырехмерной модели – это интересное, но тем не менее упрощение реальности. Оно может вызывать слепоту к полимотивации человека, многомерности его жизненного мира. Этот мир, уверяю вас, вряд ли сводится к самой изощренной коллекции из знаний, навыков, характера и мета-познания.

Второе сомнение касается переноса известной пирамиды мотивации А. Маслоу, которая разработана для понимания структуры отдельной адаптивной личности, на более многоцветную и динамичную социальную реальность.

И наконец, третье сомнение. Социализация и индивидуализация личности не сводятся к адаптации, даже успешной к стремительно изменяющемуся миру. Никакая адаптация не сможет угнаться за бегущим днем.

Поэтому любые адаптивные модели как личности, так и образования, сколь бы они ни были изящны, имеют ограниченный радиус действия.

Реально развитие личности происходит, пользуясь тропом Бориса Пастернака, «поверх барьеров». Личность, индивидуальность человека – это всегда полифония сознания и полифония мотивов. Она не вмещается в рамки ни одного канона. Она, повторюсь, безмерна.

Но все эти сомнения касаются любых адаптивных моделей, как личности, так и образования нашего времени. И не вина авторов, что они оказались во власти стереотипов мышления, которые объединяют их и с А. Маслоу, и с З. Фрейдом и даже с самим Я.А. Коменским.

Книга нужна, важна и дает картину, которая заставляет нас думать и преодолевать барьеры собственного мышления, стоящие на пути образования XXI века.

И кто знает, может быть, учителя, вдохновленные этой книгой, откроют тайну «золотого ключика» к образованию будущего.


Youtube

Читайте также в рубрике «Новые идеи – новые книги»

Новости





























































Поделиться

Youtube