Качество образования // Статья

Глоток воды для сельских школ

Как помочь развитию школ? Где взять средства на оборудование? Как учиться детям, если не хватает учителей? Подскажет решение Кировская область.
  • 30 августа 2018

Глоток воды для сельских школ
Фото: golos.io

Система образования в нашей стране устарела. С этим утверждением давно согласилось большинство экспертов. Усовершенствовать отечественную образовательную систему субъекты РФ решили с помощью моделей эффективного управления образовательными организациями. Одна из таких моделей заключается в передаче управления школами на областной уровень. Сегодня ее реализуют двадцать регионов. Среди них Кировская область.


Опыт Кировской области

В августе этого года в Бурятии состоялся седьмой по счету Международный Байкальский образовательный форум. На нем министр образования Кировской области Ольга Николаевна Рысева представила опыт области по реализации пилотного проекта образовательной модели по передаче школ на областной уровень. Этот проект стартовал в прошлом году.

В частности, она отметила: «С 1 января 2018 года мы передали на областной уровень уже 29 школ».

«Мы сегодня находимся в числе лидеров этого проекта, – сказала Ольга Рысева. – Сейчас у нас 47 государственных опорных школ (так мы называем школы, которые находятся в ведении Министерства образования)».

По словам министра, в каждом муниципальном образовании Кировской области есть «государственная опорная школа», которая, будучи ресурсным центром, выстраивает единую образовательную политику. Это значит, что школа «предоставляет свои ресурсы, спортивное оборудование, материальную базу для маленьких сельских школ».

Министр подчеркнула, что большое значение для сельских школ имеет предоставление педагогических кадров, поскольку именно с этим в сельской местности сейчас большая проблема.

«Наша опорная школа с нового учебного года будет развивать дистанционное обучение для сельских школ, где есть проблема с учителями-предметниками», – сообщила Ольга Рысева.

Плюсы реализации проекта

  • Выстраивается система управления
  • Повысилось качество образования
  • Эта модель экономически выгодна
  • Не повышается заработная плата
  • Требуются вложения

«В нашей области сохранилась система образовательных округов как структурных подразделений Министерства образования, – объяснила министр. – То есть постепенно выстраивается вертикаль управления от уровня Министерства образования до школы, минуя муниципальный уровень».

По словам министра, качество образования в государственных школах, в отличие от муниципальных, значительно улучшилось. Это показали результаты итоговой аттестации в этом году.

Ольга Рысева рассказала, что экономическую выгоду они разделили на два этапа: муниципальный и региональный.

Муниципальный этап

«Муниципальный этап виден уже в этом году», – отметила министр.

Говоря о положительных изменениях в системе образования, Ольга Рысева отметила, что муниципалитеты сейчас не тратят средства на содержание школ, все расходы легли на область.

«Мы перевели весь имущественный комплекс школы [с муниципального] на областной уровень, то есть закрепили за Министерством образования».

«Поэтому в местном бюджете часть средств высвободилась, – пояснила министр. – По нашим примерным расчетам, [в дальнейшем] эта сумма может составлять до 20% средств муниципалитета».

При этом министр обратила внимание, что передачу школ они осуществили путем перераспределения средств, то есть «без увеличения нагрузки на областной бюджет».

Но тем не менее расходы бюджета Кировской области сегодня стали больше. По ее мнению, это вызвано лишь «увеличением средств на меры социальной поддержки, предусмотренные в областных учреждениях на питание детей из многодетных и малообеспеченных семей».

Региональный этап

Эффект от регионального этапа структурных преобразований ожидается через два-три года. Тогда, по словам министра, «сложится экономия средств областного бюджета», которая, по предварительным расчетам, составит 2-3%. Столь малый процент связан с тем, что материальная база некоторых школ сегодня не соответствует современным требованиям. Региональным школам нужен капитальный ремонт.

Минусы модели

Министр объяснила, что с ростом экономики страны увеличится и зарплата учителей. Но пока она остается на том же уровне, что и в прошлом году.

«Мы сохраняем зарплату, обеспечивая реализацию указов президента, на уровне средней зарплаты по экономике», – подчеркнула министр.

Для обустройства школ, по мнению Ольги Рысевой, не хватает финансирования из федерального бюджета. Министр отмечает, что это могут быть какие-то целевые средства.

Необходимо привлечение частных инвестиций с помощью реализации механизма государственно-частного партнерства, «чтобы инвестор был заинтересован вложить средства не только в создание объекта, но и в осуществление образовательных услуг».

При этом Ольга Рысева настаивает на едином принципе финансирования, то есть вкладывании средств и в государственные школы, и в частные.

Влияние БОФа

Помимо образовательных моделей на Байкальском форуме много говорили о воспитании будущих счастливых людей.

В связи с этим понимание того, что не все, что прописано в нормативных документах, всегда хорошо выполняется на практике, побудило Ольгу Рысеву попробовать разобраться, что на сегодняшний день недоработано в системе образования.

Вместе с коллегами они уже думают о новых механизмах, действенных методах, какие следует применить, чтобы вырастить успешных детей.

«Благодаря атмосфере такой священной территории, как святые земли Байкала, у нас появилось довольно много новых идей. Мы с коллегами приедем домой, все обсудим и будем их реализовывать», подытожила министр Кировской области.

Ирина Таирова



Новости





























































Поделиться