Без рубрики // Колонка

Школа не изменится, пока мы не изменимся

Лебедь, рак и щука. Зачем, чему и как? Про будущее образования не говорил еще только ленивый. Пришла пора и мне высказаться: не будет в будущем никакого образования, если мы с вами так и будем тянуть школу в разные стороны.

Школа не изменится, пока мы не изменимся

Какое там образование, когда средний возраст жителей планеты перевалит за тысячу лет, сознание индивидуумов объединится, а уровень счастья будет регулировать искусственный интеллект?! Захотелось освоить древнекитайский на 16-м веку жизни? Воткнул штепсель в череп и за месяц получил, что хотел.

Бессмертное будущее

Но это не про нас и даже не про наших внуков. Физическое бессмертие появится, по разным оценкам, в диапазоне от пятидесяти до пятисот лет, и достанется оно очевидно не всем. Мне кажется, это будет главным испытанием и развилкой для человечества. Базовый вариант – будут бессмертные и те, кто их обслуживает или с ними воюет.

Бессмертным нужно будет учиться тому, как не умереть со скуки, когда все уже поперепробовал: сто раз женился, сто раз развелся... Тех, кто бессмертным будет нужен, будут обучать необходимым для этого компетенциям, а те, кто будет с бессмертными воевать, будут учиться воевать. В любом случае, бо́льшая часть смертных бессмертным нужна не будет, так что учить их придется тому, чтобы жили как-нибудь незаметно.

Но даже в такое будущее человечеству попасть будет непросто. Прогнозы большинства футурологов крайне неутешительны. Еще полвека назад академик Харитон, один из отцов советской атомной бомбы, говорил, глядя на звездное небо, что многие из этих огоньков – следы ядерных войн цивилизаций, которые дотла сожгли свои астральные дома.

Позапрошлой весной на конференции в Казани Майк Тируман, глава учительского союза Сингапура, сказал: Education is about shaping pupils' destinies period (образование связано с формированием судьбы учеников). Перефразирую тезис коллеги: Education is about shaping humankind destiny (образование – это формирование судьбы человечества). От того, чему мы будем учить детей, зависит будущее планеты.

Не знаю, как вам, но мне очень важно, чтобы наши внуки не мучали и не убивали друг друга. Я лично не хочу быть бессмертным среди смертных, мне хочется жить среди равных и разных.

А среди каких людей хотелось бы жить вам?

Ответ на этот вопрос искал и нашел Мартин Селигман, отец позитивной психологии и один из самых цитируемых психологов XXI века. Вот его список качеств, которые человечество считало достойным уважения и подражания на протяжении последних пяти тысяч лет:

  • Мудрость (любознательность, креативность, способность видеть перспективу)
  • Смелость (настойчивость, мужество, цельность)
  • Гуманизм (любовь, доброта)
  • Справедливость (честность, гражданская активность, лидерство)
  • Умеренность (благоразумие, скромность, самоконтроль)
  • Трансцендентность (благодарность, юмор, оптимизм, духовность/наличие смысла жизни)

Удивительно, что этот список оставался почти неизменным на протяжении всей письменной истории – от Вавилона до наших дней.

Застой в образовании

Почему же наш мир катится в пропасть, а школа застыла в безвременье? Ответ понятен: на лебедя человеческих мечтаний есть рак, который тянет назад и вниз, и этот рак – мы с вами, родители тех, кто пойдет и уже ходит в школу.

Мы хотим своим детям успеха: успеха в смысле признания, богатства, здоровья, правильной семьи. Мы хотим, чтобы наши дети были лучшими во всем: науках, бизнесе, спорте и т.д. А что такое успех, понимаем из своего собственного опыта – записанного в подсознании страха высунуться, быть не таким как все, не урвать последний кусок.

Гонка начинается в детском саду, продолжается в школе, вузе, на работе. Боюсь, что в нашем корневом списке запросов к образованию не будет доброты, мудрости и справедливости, а только ловкость, цепкость и ум.

Когда мне было восемь, я спросил папу, чего бы он хотел - чтобы я был умным или счастливым? Он призадумался и затем сказал, что счастливым.

Я папе за это очень благодарен – так и вышло. Со мной случался успех в общепринятом смысле: были деньги, была слава, но это не приносило счастья, точнее, для счастья этого было мало.

В 2011 году тот же Мартин Селигман в книге «Flourish» перечисляет пять универсальных элементов счастливой жизни (PERMA):

  • Positive emotion (положительные эмоции)
  • Engagement (включенность)
  • Relationships (отношения)
  • Meaning (наличие смысла и цели)
  • Achievments (достижения)

Не знаю как вам, но мне этот рецепт счастья полностью подходит: если есть цель, наполненная смыслом, у тебя получается то, что ты делаешь, ты в потоке, отношения радуют и есть позитивное подкрепление, забываешь о еде и сне.

Можно выбрать и другую модель, но, как ни крути, всего этого в школе нет и в помине, что в Москве, что в глубинке.

Счастье, друзья – это привычка, ее нужно прокачивать, пока не поздно.

Так в чем же дело? Может быть, потому что на лебедя и рака еще есть щука?

На сегодняшний день в России главный заказчик образования не общество и не родители, но государство. Задачи государства понятны: граждан защитить, накормить и обогреть; обогнать другие государства во всем, чем они друг с другом меряются.

Между тем в том же 2011 году Генеральная Ассамблея ООН по инициативе Бутана и при соавторстве более 50 государств, в том числе Франции, Великобритании и Японии, приняла резолюцию «Счастье: целостный подход к развитию».

В резолюции ООН рекомендовано использовать счастье как основной показатель развития каждой страны.

Если вы посмотрите наш закон об образовании и последние тексты первых лиц государства (в том числе нашего президента – его обращение к Федеральному собранию, майские указы и последнюю речь на Урбанфоруме), вы не найдете там особых противоречий со списками Селигмана. Да, конечно, упор делается на конкурентные преимущества, технику молодежи и талантливых детей, но нет там и в помине запретов на счастье, гармонию и любовь.

Так в чем же проблема?

Я в образовании чуть больше трех лет, и за последние два года не услышал ничего нового про его цели и задачи.

При этом человечество каждый день плодит сотни тысяч страниц умных и правильных текстов, люди участвуют в бесконечных конференциях, форумах, заседаниях и брейнштормах, а воз и ныне там.

Возможно, проблема заключается в том, что даже авторы этих текстов не понимают друг друга. Им проще написать свое, чем разбираться в чужом. Ученый не может сказать и слова в простоте, этому учат со школы. Текст старшеклассника должен быть сложней текста пятиклашки, дальше студент, аспирант, кандидат, доктор, профессор, академик...

Мы не понимаем друг друга. Мы тянем школу в разные стороны, а она стоит на месте, и человечество катится в пропасть.

Как очнуться от стагнации

Ну так чего же все-таки нам хотеть от образования? Как, например, понять, отдавать ли ребенка в школу, и если да, то в какую? Как понять, на верном ли мы пути?

Вот вам ответ от отца шести счастливых детей:

Зачем учить?

Мой ответ такой: чтобы мои дети были счастливы, чтобы люди не погубили планету и не поубивали друг друга.

Чему учить?

В ответе на этот вопрос удивительным образом сходятся все лучшие умы человечества, проверьте, если хотите. Список такой:

  • умению понимать и контролировать себя;
  • умению взаимодействовать с другими;
  • навыкам успеха (упорство, любознательность, вера в свои силы);
  • навыкам мышления (то есть когнитивным навыкам – анализу, исследованиям, синтезу). Вывод: писать, говорить, слушать, презентовать результаты;
  • доброте, уважению, любви.

Как учить (вопрос чуть сложней, но здравый смысл рулит и здесь).

  • Понимать себя? Чаще говорите со своим ребенком о том, что ему важно, что его радует и огорчает, о чем он/она мечтает и чем гордится.
  • Взаимодействовать с другими? Пусть больше ребенок взаимодействует с самыми разными людьми в разных ролях.
  • Навыки успеха? У вашего ребенка обязательно должна быть зона собственного успеха, нужен тот, кто будет поднимать планку. Мое, например, упорство родом из спорта.

Когнитивным навыкам (знания, грамотность и пр.), чего мы ждем от сегодняшней школы и вуза, людей будет учить и уже учит компьютер.

Проект учи.ру стартовал 5 лет назад, а уже сегодня 80% учеников начальной школы Москвы им пользуются.

Люди совсем недавно договорились о том, что такое единица смысла (семантической информации*). Так, друг моего старшего сына на досуге пишет программки, анализирующие количество смысла в наших текстах на фейсбуке. Уверен, что он не один такой, так что есть с кем сверяться.

  • Уважение и доброта? Так уважайте его с рождения.

Если в школе, куда вы хотите отдать ребенка, директор не уважает учителей, а охранник с вами груб, бегите оттуда как от огня, даже если это самая модная школа в городе.

А еще психологи говорят, что витальность, или жизненная энергия - следствие автономности и компетентности, а для психического здоровья нужно ощущение самоценности и взаимной любви.

Если каждый ребенок будет знать, что будущее нашей хрупкой планеты зависит лично от него, он точно будет счастливее (см. PERMA).

Будут упорство, любознательность, вера в свои силы – будут и включенность, и достижения. Если будут уважение и любовь – будут и отношения. Выбирая школу, помните про это и проверяйте, чтобы знать, на правильном ли вы пути.

Школа не изменится, пока мы не изменимся. Нам нужно договориться о главном и стоять на своем. А иначе никакого будущего у нас с вами не будет.

* Семантическая информация – сведения физической системы об окружающей среде, которые казуально необходимы системе для поддержания собственного существования, определяемого ее способностью сохранять себя в состоянии низкой энтропии.



Новости





























































Поделиться