Без рубрики // Рецензия

Танец о поиске смысла жизни под названием «Великий голод»

Я советую посмотреть южнокорейскую картину «Пылающий» Ли Чан-дона не всем. А лишь тем, кто тяготеет к авторскому, артхаусному кино. И еще: если идти на просмотр с детьми, то уже с детьми-студентами.

Танец о поиске смысла жизни под названием «Великий голод»
Фото: kinopoisk.ru

Это не остросюжетный экшн, не детектив, не мелодрама, а нечто другое, парадоксальным образом сочетающее в себе и триллер, и историю любви, и социальную драму, и метафизическое эссе.

Посмотреть фильм стоит и для того, чтобы понять, какое кино сегодня особенно высоко оценивается кинокритиками всего мира: на нынешнем Каннском фестивале картина завоевала приз ассоциации кинопрессы ФИПРЕССИ.

Фильм специалисты называли и главным претендентом на «Золотую пальмовую ветвь». А еще «Пылающий» установил абсолютный рекорд: в журнале Screen International, где ежегодно критики выставляют оценки всем конкурсным каннским картинам, он удостоился немыслимого в истории балла: 3,8 из 4.

Вообще-то это – экранизация рассказа Харуки Мураками «Сжечь сарай» 1982 года. Мураками является и соавтором сценария картины; сценария, который гораздо сложнее и глубже, чем его же легкий и воздушный рассказ. Кроме основных героев от первоисточника в фильме осталось ощущение загадочности и недосказанности.

Но ближе к делу. Главный герой – молодой человек Чон-су – неожиданно на улице встречает очаровательную девушку Хэ-ми, с которой (как она ему напомнит) он вместе рос в бедной деревушке. Она сама его узнает в толпе, вроде бы потому что была влюблена в него. У них происходит любовная вспышка, но очень скоро Хэ-ми отправляется путешествовать в Африку и просит Чон-су присматривать за ее котом. И все бы ничего, но из отпуска девушка возвращается с состоятельным молодым корейцем Беном (звезда «Ходячих мертвецов» Стивен Ян), с которым познакомилась в африканском аэропорту, где они застряли на три дня. Бен – обладатель роскошной квартиры и Porsche. Этот уверенный в себе яппи, который непонятно чем занимается (и поэтому его сравнивают с фицджеральдовским Гэтсби), совсем не похож на скромного Чон-су, вынужденного после ареста отца (осужден за неконтролируемый гнев) вернуться в родительский дом – на ферму в деревне.

Они увидятся втроем еще несколько раз, после чего Хэ-ми внезапно загадочно пропадет. Накануне исчезновения Бен расскажет Чон-су, что раз в два месяца он любит сжигать (!) заброшенные теплицы (в рассказе японца Мураками – сараи, но в Корее больше теплиц) – это заставляет его чувствовать себя живым. Дальше рассказывать о сюжете прекращаем. Иначе – спойлер.

Бен, в отличие от Чон-су, лишен каких-либо проблем и обязательств. Он, например, говорит: «дождь идет, река переполняется, происходит наводнение, которое убивает людей… Нет понятий “правильно или неправильно”, есть лишь устои самой природы».

То есть нет никакой морали: главное – подчиниться своим природным желаниям. А еще он говорит: «В современном мире нет разницы между работой и развлечением» («прекрасный» мем из жизни богатых). А бедняку Чон-су (впрочем, окончившему университет по специальности «литературное творчество» и пытающемуся писать роман), который хватается за любую подработку, Бен советует: «Ты слишком серьезный. Наслаждайся жизнью». Легко сказать!

Чон-су, конечно, пишет роман (его любимый писатель – Фолкнер), но когда его спрашивают, о чем он, отвечает: пока не знаю. Для него мир – загадка, и, пока он хоть в какой-то мере не приблизится к ее разгадке, он не сможет приступить к написанию своего первого произведения.

Творчество как раз и помогает приблизиться к разгадке тайны человеческой жизни.

Этой теме Ли Чан-дон посвящает многие свои фильмы. Это, например, «Поэзия», снятая восемь лет назад, в котором пожилая женщина пыталась познать сущность мира и смириться с его несовершенством, сочиняя стихи.

Кажется, поисками смыслов заняты все герои картины. Так, Хэ-ми привозит из Африки танец бушменов. Она объясняет и показывает: сначала они поднимают руки невысоко – это танец Малого голода, обыкновенного. Потом – простирают их выше и выше, и тогда речь уже о танце Великого голода (танец поиска смысла жизни). Когда на закате Хэ-ми танцует танец в деревне под закадровый джаз в исполнении Майлза Дэвиса, кажется, что ей открываются тайны бытия.

В общем, всё в этом фильме полно поэзией недосказанности и метафоричностью. Скорее всего, и сжигание Беном теплиц – это тоже метафора (уничтожение того, что близко, и чего поэтому не видишь). Все в этом мире зыбко. Не случайно Хэ-ми, которая занимается пантомимой, умеет очищать и есть воображаемые мандарины. Да и существование кота, которого должен кормить Чон-су, – под вопросом. Как и рассказ о падении Хэ-ми в детстве в колодец (а был ли он на самом деле)? Она отлично сочиняет истории, которых не было, но они кажутся правдивыми, – говорит о Хэ-ми Бен.

Да и вообще, что реально, а что – нет? «А что такое «метафора»? – спрашивает Хэ-ми. На самом деле она чувствует метафоричность не на теоретическом, а на интуитивном уровне, хотя романов и не сочиняет.

Тема огня (название фильма, напомним, «Пылающий») тоже очень важна. Важна для всех героев – по-разному. Чон-су в детстве сжег одежду матери, когда та ушла от отца (а в конце фильма он совершит еще одно, страшное, сожжение). Бен (то ли реально, то ли метафорически) поджигает теплицы. А Хэ-ми приобщилась через костер африканцев к смыслу бытия.

Может быть, в каждом горит огонь, который рано или поздно должен вырваться наружу? Но процесс этот полон загадок. Таким же загадочным, медитативным и завораживающим является и этот фильм. Знаете, это когда на следующий день вас преследует его «послевкусие»? Такое ведь редко бывает.

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube