Без рубрики // Колонка

Изобретателю не до пятерок

В результате просмотра видео о суде над школой у меня сложились довольно чёткие доводы к разговорам об оценке личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Изобретателю не до пятерок
Фото: faktodrom.ru

На просторах интернета недавно я натолкнулся на видео, в котором происходит суд над школой, начинающийся с высказывания Эйнштейна про то, что если заставлять рыбу лазить по деревьям, она так и будет всю жизнь чувствовать себя тупой. Это видео запустило в моей голове ряд ассоциаций и некий рефлексивный процесс.

Образовательные результаты часто кажутся абсурдными и непонятными по причине того, что отсутствует понимание механизмов их оценки и сама необходимость оценивания. Я неожиданно для себя осознал, что прожил этот вопрос изнутри.

Иерархия учеников

Школу я закончил сравнительно недавно. Пока мы учились в младшей и средней школе, наша гимназия носила статус федеральной экспериментальной площадки.

Слово «Театр» в названии придавало деятельностную основу всему, что происходило в школе.

Образовательные события были нормой. Учителя отлично разбирались в таких понятиях, как «режиссура урока» и прочих интересных и часто инновационных подходах. И вроде бы это всё, что нужно для развития детей, для комфортной атмосферы в школе. Но ведь и эта система, в конце концов, упёрлась в школьную «бытовуху» – оценку результатов, ЕГЭ и отчётность.

И сейчас я осознаю, что по оценкам тогда я был не очень успешным учеником, если не сказать совсем неуспешным. Но меня это особо не беспокоило, ведь были другие интересные занятия – хотя бы театральная студия.

Однако разделение на отличников, хорошистов и троечников всегда присутствовало и создавало некое давление.

И если у меня стабильная двойка за сочинение, стремящаяся к тройке (или даже, наоборот), то она была уже как бы по умолчанию.

Все прекрасно осведомлены о положении дел одноклассников, а учителя о положении дел учеников: «медалисты» так и были медалистами, хорошисты – хорошистами, а мы – троечниками. И кроме как относиться к этому с иронией, ничего не оставалось.

Таким образом, даже не смотря на инновационность школы и уважение к каждому ученику независимо от его предметных компетенций и внеклассного учёта его умений, троечник оставался троечником, а медалист – медалистом.

Медалистам ведь даже медали выдавали чуть ли не раньше окончания последнего экзамена.

Ну, а мы были андеграундом, нам дотягивали оценки, назначали дополнительные занятия, пересдачи, чтобы только выпустить. Такие у нас аттестаты и вышли: математика – 2-3, обществознание – 5, русский – 2-3, история – 4. И дальше – не выше тройки.

Но ведь интересно то, что история и обществознание никогда не воспринимались всерьез. Чтобы получить хорошую оценку по истории, достаточно принести реферат. Обществознание вообще воспринималось многими как бесполезная болтовня и споры.

И что в итоге? Чего добился медалист

Один мой друг – медалист. Сейчас он молодой кандидат математических наук, работает в институте. Его предметные компетенции на высоте. Он занимается только наукой – математикой и искренне убеждён, что его работа никому не нужна и что это всё теория, не имеющая никакого отношения к практике. Не скажу, что его радует эта мысль.

Мой друг-медалист недолюбливает всякого рода активистов и людей, участвующих в современных форматах, считает их бездельниками в какой-то степени.

Я уверен, что если бы в школе стояла задача развивать личностные и метапредметные компетенции, то он со всей своей ответственностью и отличным воспитанием с удовольствием развивал бы и их у себя. Но раз этого не произошло, он живет, как живёт, мало что признавая, кроме науки.

Троечник-предприниматель

Другой мой друг – одноклассник, как раз тот, с которым мы вместе писали двоечные сочинения на последней парте. Он всегда в отличной физической форме, хоть и не был спортсменом.

В детстве он интересовался различными культурами, видами бизнеса. В восьмом классе мы с ним ездили в другой город на семинар по сетевому маркетингу. После этой поездки (когда у нас в городе открылся первый магазин «Метро») мой друг попросил у дедушки семь тысяч рублей на покупку велосипедов.

Мы купили шесть дешёвых велосипедов, собирали их и продавали в два раза дороже. Отличная бизнес-модель для девятиклассников! Удвоили сумму своими усилиями, конечно, привлекая родителей в виде транспортной помощи. Это был настоящий проект, но оценку за него мы поставили себе сами – в денежном эквиваленте.

Что случилось с этим другом в старших классах? Понимая, что везде транслируются мысли о хороших оценках в аттестате и что его аттестат будет далёк от идеала, он забросил интересные дела и стал учиться.

За два года он поправил итоговый аттестат и перестал быть троечником, зато заработал себе заикание.

Не знаю, избавился ли он от него сейчас. Получить дефект речи в процессе зарабатывания оценки – ужасно. Но этому способствует всё, что происходит в школе и дома: за пятёрку – шоколадку, за двойку – по голове.

В наше время за пятёрку родителями предлагалось от десяти до пятидесяти рублей. И любыми способами нужно было получить пятёрку, не важно – честными или нет.

У нас было много схем, как заработать оценку. Мы менялись тетрадями с похожим почерком, ловко передавая их друг другу по пути к учительскому столу, писали стихотворения крупным шрифтом на листах и тайком показывали товарищам с первой парты.

Это были настоящие проекты, настоящая коллаборация и спланированная деятельность. За такое, скорее, можно было получить выговор и двойку, чем одобрение. Но нам было просто интересно.

Похвала за пятёрку – сахарок, за который стоило лаять, так как это было принято всеми.

Успешный двоечник

Еще один мой одноклассник был ниже травы, тише воды, перебивался с двойки на тройку, за что не считался особым интеллектуалом, а за спокойствие и скромность ещё и подвергался различным нападкам.

Он постоянно рисовал в тетради модели различных автомобилей и другие картинки. Но этого не ценили ни учителя, ни дети. Главное было, что оценки не тянут, и в общей тусовке он не участвует. Вывод: двоечник – изгой.

Сейчас он реставрирует иконы и мебель, достойно зарабатывает и известен в своих кругах.

За что он считался изгоем и не особенным интеллектуалом? Только за то, что никто никогда не пытался оценить что-то, кроме предметных результатов.

Школьное клеймо

На самом деле с окончанием школы клеймо троечника не смывается. Образ человека, не особо разбиравшегося в том, что происходит вокруг, приходиться изживать и перебарывать долгие годы.

Сначала ты сам сомневаешься, а не полную ерунду ли ты говоришь? Ведь ты троечник, этот вопрос успешно поддерживают все знакомые, относясь ко всем твоим идеям и всей деятельности с улыбкой и иронией. И причина уже забывается, но образ некомпетентного человека остаётся. Чем бы ты ни занимался, будет казаться неправильным, нестандартным и смешным.

Часто от знакомых можно услышать фразу: «Найди нормальную работу».

Что такое «нормальная работа»? Это как в школе – контрольная, за которую ты обязательно должен получить пятёрку.

Только пятерка теперь умножается на тысячу и исчисляется в рублях. Но это, по сути, та же оценка. И не важно, пусть суть работы будет в кручении гаек, главное – оценка.

Никто не оценивает интерес твоей деятельности, возможность развиваться на рабочем месте, работать с коллективом. Это не важно, главное – итоговая цифра. Вот оно противоборство в оценке предметных, личностных и метапредметных результатов во взрослом мире.

Честно скажу – история не очень приятная. Возможно, если бы тогда, еще в школе, наравне с предметными результатами оценивали личностные и метапредметные, множество учеников не чувствовали бы себя троечниками долгие годы после окончания школы и были бы гораздо успешнее.

Не у всех хватает силы характера, не каждый способен перебарывать негатив и иронию, кто-то просто ломается.

Сейчас, в эпоху ЕГЭ, сломаться очень просто: не сдал ЕГЭ – отправляйся вместо высшего учебного заведения в среднее или в армию. Вот оно твоё клеймо.

В своё время мы могли поступить в институт вне зависимости от качества аттестата. Начиналась новая история, в которой ты уже не был троечником, ты был тем, кем покажешь себя на вступительных экзаменах. Но теперь нет даже этого. Дети в последних классах бросают дополнительное образование, чтобы было больше времени на подготовку к ЕГЭ.

«Не трогайте девятые и одиннадцатые классы! – говорили мне в нескольких школах. – Им некогда ходить в вашу театральную студию, им некогда ездить на фестивали. Им некогда жить, в конце концов. У них подготовка к ЕГЭ и к экзаменам за оценку».

Хотя где как не в театральной студии нужно готовиться к переходу во взрослую жизнь, проживая нестандартные, порой фантастические истории.

В театральной студии дети учатся работать в коллективе, реализуя общий проект – спектакль. Они создают своими руками декорации... Здесь дети развивают свои личностные и метапредметные компетенции полным ходом.

Школа всестороннего развития

Мне лично всегда была интересна теория гармонически развитого человека, который равно развивается во все стороны. Здесь и точные науки, и гуманитарные, и умение управлять командой, быть частью её, и физическое развитие и многие другие компетенции, включая те, которые человек может сам для себя придумать.

Чем больше человек получает компетенций, тем больше шанс создания в голове микса различных изобретений.

Создание чего-то нового – это и есть развитие, это и есть инновации. Но для этого нужно обязательно шагнуть за рамки конкретных предметов.

Я верю в то, что очень скоро повсеместно начнут оцениваться личностные и метапредметные результаты, и их оценка будет иметь вес, равный оценке предметных результатов. Только тогда изменится само понятие «отличник», а обидное «троечник» – исчезнет вовсе.

Каждый ребёнок по своему силён и по-своему хорош в интересующей его области. В ней он не может быть троечником, потому что это его угол зрения на мир, его данность.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube