Каждый учитель хочет, чтобы в его классе царила дисциплина, чтобы дети не прыгали с места на место, слышали с первого раза сказанное учителем, выполняли все задания, чтобы работа была продуктивной.
Ведь гораздо проще установить железную дисциплину – сделать так, чтобы дети тебя боялись, слушались с полуслова, и жить спокойно.
Но актуально ли это для современных детей? Насколько близка им модель строгой дисциплины и где они встречаются с ней в своей жизни?
Подмена инициативы
В моей практике был случай. Одна моя коллега – учитель, увидев, как я, улыбнувшись, сказал уходящему домой ребенку: «Пока», уверенно заявила мне, что так делать нельзя.
«Почему?» – удивился я и, конечно, начал свою любимую историю о том, что я всегда улыбаюсь и шучу с детьми, и когда перестаю это делать, они понимают, что что-то не так и, как правило, затихают, что это, на мой взгляд, более тонкий способ работы…
Сначала она спросила меня о моей квалификации, затем, поняв, что я педагог дополнительного образования, почти сочувственно кивнула головой в знак того, что «Опыта у меня маловато», и далее дала настоящий дельный совет опытного педагога:
«Я всегда сначала себя показываю, чтобы боялись, а потом уже...»
Я специально наблюдал за детьми этого педагога, они действительно дисциплинированные, ходят строем, на мероприятиях почти всегда молчат. Но ведь когда остальные дети танцуют, даже когда разрешено, эти дети теряются и сидят на месте: а вдруг – нельзя? Сзади всегда сидит учитель, готовый накричать на них и не упускающий ни единой возможности это сделать.
В итоге я заметил, что в моментах, когда дети пытаются самоорганизоваться, используют тот же метод:
Они кричат друг на друга, обзывают и таким образом пытаются наладить ту самую дисциплину.
Как результат, любой процесс превращается в непрерывный крик, заканчивающийся появлением учителя – гуру крика, который обладает самым громким голосом, и «на орехи» получают все.
Работая с этими детьми, мне приходилось постоянно просить их не обзывать друг друга, разговаривать спокойно, но это оказалось бесполезно, потому что каждый день им прививалась другая модель поведения. О каком проявлении инициативы здесь может идти речь?
Некомфортный квест
Другая интересная ситуация связана как раз таки с инициативой. Я для себя нахожу особое удовольствие в наблюдении за тем, как дети самостоятельно начинают делать что-то с интересом, создавать какие-то продукты. Мне нравится видеть результаты деятельности и обсуждать их с детьми.
На своих занятиях я не ставлю детям пространственных рамок, нет четких границ: сцена или не сцена. Есть единое пространство кабинета, со всеми предметами и мебелью, которая есть в нем. И дети могут показывать этюды в каком угодно углу класса. Этюд может начаться у доски, а закончиться на последних партах. А я в это время как бы нахожусь внутри 3D-спектакля.
И дети свободны в этот момент, они могут перевернуть парту, передвинуть шкаф, могут галдеть и кричать. И если есть хоть маленький шанс, что из этого родится интересный этюд или секунда правдивого, настоящего спектакля – я не буду прерывать это действо.
Сидя в тишине, каждый на своем месте или маршируя строем, дети не научатся взаимодействию, не научатся считывать эмоции других людей и не поймут свои.
Это мое искреннее убеждение. Так и здесь, детям было задание создать квест, даны технические средства и время. Квест дети готовили весь день, рисовали карты, придумывали задания, выбирали места в школе. Ограничений почти не было.
В общем, работа кипела. Во время презентации своего продукта довольные дети носились по школе, естественно, не видя препятствий, как они это умеют делать. Конечно, в этот момент ни о какой дисциплине и послушании речи быть не могло, азарт и адреналин взяли верх. По сравнению с обычными днями, когда основной вид деятельности детей – сидение за партами, градус инициативы и интереса взлетел до небес.
Какую же реакцию вызвало событие, организованное детьми, у опытных педагогов?
На свой вопрос «Ну, как вам наш квест?» дети получили короткий и ясный ответ: «Вы что, еще хуже квест не могли придумать?»
При этом в течение квеста каждая команда была по нескольку раз загнана в класс и «отчитана» для восстановления дисциплины. В довершение всего квест завершить так и не получилось, потому что перемещение между этажами показалось небезопасным, и была команда быстро все свернуть.
Как в этот момент чувствовали себя дети, которые готовили квест, и до нужного этапа не дошло дело? Как чувствовали себя дети, которым была дана столь «высокая» оценка их деятельности? Это все было не важно.
Важно, что учителя теперь находились в комфорте – в тот момент, когда дети снова ходят строем под дудку.
Так что же такое дисциплина и где она переступает дорогу инициативе и личностному развитию?
Контроль – не залог успеха
На мой взгляд, здесь есть очень важный нюанс, это – безопасность и сохранение жизни и здоровья детей. Конечно, при железной дисциплине можно гарантировать, что никто не упадет, бегая по лестнице, никто не свалится со стула, не выпадет из окна.
Но что происходит с детьми, которые зажаты в жесткие дисциплинарные рамки, когда они выходят из-под контроля, например, по пути из школы домой, когда их перестают контролировать? Или на детской площадке, когда педагог уже не может уследить за всеми?
Дети вылетают как пробка из бутылки с шампанским, им требуется куда-то выплеснуть свою энергию, нужно висеть вниз головой, пинать мяч, нужно бегать через дорогу. И этот момент без контроля – он ведь самый опасный. Что взбредет в голову и как захочется выразить себя и использовать свою долгожданную свободу – известно только самому ребенку.
Нужна не дисциплина, а осознанность, которую нужно воспитывать не криком и палкой, а напротив, давая выбор.
Но для этого есть универсальная фраза: «За пределами школы ответственность за детей несут родители».
Но ведь за то, что в школе не организована должным образом деятельность, дающая ребенку возможность реализоваться – не ответственность ли это именно учителей и коллектива школы?
То, что уроки не интересны, и не существует альтернативных видов деятельности; то, что поддержка инициативы подменяется результативным зазубриванием стишков, – эти проблемы, на мой взгляд, нельзя решить в рамках одного урока, одной студии или одного учителя.
Ребенок ведь живой человек и, соответственно, на его поведение влияет все, что происходит с ним за весь день. Поэтому нельзя на одном уроке зажимать его в рамки, на другом усаживать за парту слушать скучную лекцию, а на третьем требовать проявления инициативы и продуктивной работы.
В единстве – сила
Образовательная и воспитательная модели должны быть целостными и едиными для всего процесса и педагогического коллектива. Ведь если на двух уроках подряд на детей кричат, на третьем дети воспринимают уже только крик.
Учителя должны взаимодействовать между собой и с учетом особенностей каждого предмета и каждой деятельности разрабатывать единые стандарты общения с детьми и их обучения.
Только в этом случае получится гармония, и ребенка перестанет разрывать на части от несоответствия и от того, что он не может понять как себя вести, потому что здесь нужно сидеть ровно и этого достаточно, а в другом месте нужно быть активными и заинтересованными.
Естественная проблема в том, что это требует затраты дополнительных сил и времени, на что, надо сказать, готовы совсем немногие учителя. Большинство из них говорят: «Нам и так неплохо работается».
Вам работается «неплохо», коллеги, а пробовали ли вы задать себе вопрос, как потом живется детям, которые воспитаны в таком ключе?