Здоровье // Новость

Инклюзия: протянет ли учитель руку?

О том, почему «один в поле не воин», когда дело касается инклюзии, анонимно рассказала учитель английского языка одной московской школы.
  • 29 мая 2018

Инклюзия: протянет ли учитель руку?
Фото: samso.ru

Вы работаете 10 лет в средней школе учителем английского языка. Скажите, к Вам часто попадают дети с особенностями?

– За время моей работы в школе дети встречались разные. Были дети и с умственной отсталостью, и аутисты, и дислексики, дисграфики, дети, у которых детский церебральный паралич (ДЦП), синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

В последнее время их количество, к сожалению, растет. Но я не из тех, кто отказывается работать с детьми с особенностями.

Дело еще в том, что в свое время, около восьми лет назад, я решила пойти на курсы по специальной психологии и коррекционной педагогике, так как тогда ко мне попала девочка с СДВГ и я понятия не имела, как мне с ней работать.

Вам помогли в работе курсы?

– Да, безусловно. Но тем не менее я не считаю себя учителем-дефектологом, ведь как овладеть иностранным языком за год, так и такой сложной специальностью за столь короткое время невозможно.

Когда чувствуете, что нужна помощь в работе с ребенком с особенностями, к кому Вы можете обратиться? Есть ли в вашей школе специалисты по работе с детьми с особенностями?

– Увы, нет. Есть школьный психолог, но вот, правда, один на тысячу детей… Справляемся своими силами. В роли тьюторов выступают родители учеников или специалисты, которых родители нанимают.

Мне повезло с коллегами, мы стараемся обсудить и продумать программу индивидуальных занятий по конкретному ребенку. Читаем специальную литературу, заходим в Интернет, общаемся со специалистами вне школы – одним словом, делаем все возможное для комфортного обучения таких детей.

Расскажите, пожалуйста, более подробно о том, как строится методическая работа с такими детьми в вашей школе?

– Когда появляется ребенок с особенностями, мы собираемся с коллегами, психологом и родителями ребенка в учительской, чтобы обсудить индивидуальную программу обучения. Этакая собственная внутришкольная комиссия. Кто-то может сказать, что это, конечно, лишено смысла без компетентных специалистов. Но, на наш взгляд, это куда лучше, чем бездействовать и делать вид, что такого ребенка в классе нет.

Если родители адекватные (а с неадекватными разговаривать и пытаться помочь их детям зачастую бессмысленно), то, узнав диагноз и рекомендации дефектологов и психологов, мы приступаем к обсуждению организационных моментов.

Это происходит обычно после посещения нами какого-нибудь урока, на котором присутствует ребенок.

Мы наблюдаем за его поведением, сильными сторонами, проблемами, продумываем план занятий, и каждый учитель ищет для себя свои методы работы с таким ребенком. Спустя неделю подводим итоги, делимся проблемами, действенными методами и инструментами.

Вам действительно повезло с коллегами. Но в некоторых московских школах, и не только, ситуация складывается иная. Как Вы считаете, что нужно делать учителям, которые оказались с ребенком с особенностями один на один?

– Попытаться организовать и подбить других учителей на совместную работу. А если не получится, то менять коллектив…

Один в поле не воин, в этой ситуации коллективная работа просто необходима. Ведь если, например, учитель географии будет всеми силами пытаться включить ребенка в работу класса, искать методы работы с ним, помогать, а учитель химии ребенка с особенностями замечать не будет и не станет проводить необходимую работу по его включению в коллектив, то и весь смысл такой инклюзии теряется.

Учителя должны перестать бояться работать с детьми с особенностями.

Им следует заниматься саморазвитием, ходить на курсы повышения квалификации, общаться на форумах, читать литературу, помогать друг другу.

Только тогда мы увидим повсеместный положительный результат инклюзивного образования.

Беседовала Дарья Медведева


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube