Качество образования // Тема дня

Между конкуренцией и саморазвитием

По следам Межрегиональной конференции «Эврика - Авангард-2018»: «Модернизация образования: диалог с обществом», состоявшейся 27–29 апреля в Москве. Говорим с участниками. Сегодня своими впечатлениями делится председатель Совета ЧОУ «Лицей-интернат естественных наук» (г. Саратов) Дмитрий Коннычев.
  • 21 мая 2018

Между конкуренцией и саморазвитием

«Эврика-Авангард» для меня прошла под флагом одной темы, ставшей сквозной нитью всех четырех содержательных блоков конференции и поднявшей отчасти даже экзистенциальный вопрос приоритетов.

Этот вопрос высветила именно апрельская «Эврика»: моя повседневная работа, текучка дел и забот сформулировать, опредметить его не позволяла. Хотя тут, возможно, как мольеровский Журден, я просто не представлял, что «говорю прозой», годами решая по наитию именно его в своей частной школе.

Экзистенциальный вопрос содержится в развилке:

Образование как путь к конкурентоспособности человека, его успеху в современном и будущем мире или образование как саморазвитие человека, важное само по себе и успешно готовящее индивида к неопределенному будущему?

Два подхода, две точки кристаллизации, альтернатива масштаба пресловутого вопроса: «кого больше любишь, маму или папу?».

Мне представляется, что, хотя, во-первых, компромисс этих позиций возможен, во-вторых, быть пуристом обычно контрпродуктивно и, в-третьих, говоря объективно, важно и то и другое, что-то одно всегда будет на первом месте в деятельности конкретных нас, педагогов и администраторов.

У каждого на первом месте будет свое.

Наверное, неспроста уже на старте конференции приоритетность той или иной позиции отстаивали два человека, ставшие вольно или невольно закоперщиками дебатов по теме, о которой пишу. Первую отстаивал блестящий в аргументации Исак Фрумин из Высшей школы экономики, вторую – не менее блестящая Татьяна Ковалева из Московского городского педагогического университета.

У меня пока нет ответа, что главнее сегодня. И лишь подступаясь к самоидентификации, к какому лагерю принадлежу, делаю вывод, что бесспорная заслуга состоявшейся «Эврики» в моих глазах состоит в паре штрих-пунктирных заметок на полях.

Возможно, аналогия хромает, но кажется, что:

  • «образование-конкуренция» – это экстравертность и объективность (хорошо), бескомпромиссность и механистичность (не очень);
  • «образование-развитие» – это интровертность творчества и дельта успешности человека к нему же самому, а не к Васе за соседней партой (отлично), но одновременно для кого-то – и путь к манкированию работой, прикрытие не-достижений «поисками себя» (плохо).

Кроме того, поймал себя на мысли, что недаром первая позиция была представлена экспертом из высшей школы, а вторая – экспертом из сферы, которая ближе к школьному возрасту.

Нацеленность на результат есть верный акцент именно для высшего образования, а стремление к саморазвитию – правильный приоритет для образования детей и подростков.

…Слушая на второй день конференции спикеров представительной команды успешной и внушительной «московской машины школьного образования», которая, кстати, практически полностью разделяет формулу «образование = эффективность + конкурентность», задал себе второй главный вопрос, вынесенный из стен «Эврики». Вопрос уже исключительно и только для себя: хотел бы я жить в идеальном мире? Думаю, у меня не будет однозначного ответа.



Новости





























































Поделиться