Майские указы президента 2012 года о доведении заработной платы педагогов до средней зарплаты в регионе «до сих пор не выполнены», а зарплаты учителей от региона к региону различаются более чем в четыре раза. Об этом говорится в совместном докладе экспертного центра Конфедерации труда России и профсоюза «Учитель» (есть в распоряжении “Ъ”). Документ будет представлен участникам сегодняшнего заседания президентского Совета по правам человека. В Минпросвещения “Ъ” заверили, что «приняли ряд мер, существенно повышающих правовую защищенность работников образовательных организаций».
Как стало известно “Ъ”, участникам специального заседания президентского Совета по правам человека по теме «Реализация права на образование и защита прав участников образовательного процесса» 21 мая будет представлен доклад о положении дел с оплатой труда учителей. Действующая система дает возможность «манипулировать расходами на образование в соответствии с приоритетами региональных властей», а самим педагогам не позволяет отстаивать свои права, утверждают авторы доклада, подготовленного профсоюзом «Учитель» и экспертным центром общероссийского объединения профсоюзов Конфедерация труда России.
Под действующей системой авторы понимают введенное в 2008 году подушевое финансирование школ, которое, с их точки зрения, «на практике оказалось непрозрачным»: «Идея реформы заключалась в том, чтобы вместо единой тарифной сетки, при которой зарплата учителя определяется в первую очередь его квалификацией и стажем, использовать новую систему, состоящую из стандартной базовой ставки за ведение уроков и стимулирующей части, зависящей от результатов работы учителя».
Эксперты отмечают несколько недостатков новой системы, в частности, «отсутствие четких критериев, которые бы увязывали усилия учителя и результаты его учеников».
«Например, оценки на экзаменах зависят не только от того, насколько хорошо учитель преподает, но и от степени участия в образовательном процессе родителей и репетиторов, а также просто от индивидуальных особенностей каждого ребенка», – настаивают авторы исследования. Они также утверждают, что такой подход «провоцирует учителя работать над "натаскиванием" учеников на результат на экзамене, а не на комплексное обучение предмету».
Отсутствие единых критериев оценки эффективности учителя «позволяет манипулировать расходами на образование в соответствии с приоритетами региональных властей». А это, в свою очередь, приводит к тому, что заработная плата учителей в разных регионах различается более чем в четыре раза, подчеркивается в докладе. «Когда в 2012 году были приняты майские указы, подушевой норматив было необходимо пересчитывать заново, но этого никто не сделал, а указы исполнялись за счет оптимизации – сокращения штата школ и увеличения нагрузки на педагогов», – напоминают авторы. По их данным, с 2014 года было сокращено 20,8 тыс. руководящих работников и 57,1 тыс. человек иного персонала. «Оптимизация персонала происходит в основном за счет более оплачиваемого руководящего персонала и работников, не связанных с педагогической деятельностью: библиотекарей, психологов, логопедов, социальных педагогов», – поясняется в документе.
Авторы доклада проанализировали статистику, размещенную на сайте Минобрнауки, и отмечают, что пункт майских указов президента 2012 года о доведении заработной платы педагогов до средней зарплаты в регионе «до сих пор не выполнен».
Так, в 2014 году средняя заработная плата учителя составляла 30,015 руб., а средняя заработная плата по РФ равнялась 32,495 руб. В 2015 году это соотношение составило 32,044 руб. к 34,030 руб., а в 2016-м – 34,434 руб. к 36,709 руб.
«Часто встречается ситуация, когда учитель, если он не обладает стажем и квалификацией, не берет на себя классное руководство, не заведует кабинетом, получает расчетную заработную плату ниже МРОТ, которая затем доводится до минимального уровня», – говорится в докладе. Составители приводят пример расчета оклада учителя физики высшей категории, установленного модельными методичками Минобрнауки. Базовый оклад в данном случае составляет 4,5 тыс. руб. Например, классное руководство и проверка тетрадей оцениваются в 20% и 10% от базового оклада. Если учитель выполняет все виды дополнительных работ, от классного руководства до встреч с родителями, заработная плата без учета стимулирующих выплат составляет 11,610 руб.
«Пример показывает, что реальный размер заработной платы сильно зависит от дополнительных опций, которые учитель согласится на себя взять. А непосредственное ведение уроков, то есть основной вид деятельности учителя, оказывается недооценено, то есть находится ниже МРОТ», – подчеркивают авторы. С 1 января 2018 года МРОТ в России составляет 9489 руб.
В пресс-службе Министерства просвещения заверили “Ъ”, что в рамках исполнения майских указов работникам сферы образования «было выделено самое существенное дополнительное финансирование». «Значения показателей уровня заработной платы в среднем по РФ по итогам 2017 года соответствуют значениям, заложенным в указах», – считают в ведомстве. В министерстве напомнили, что с 2013 года в России ведется переход на так называемый эффективный контракт, который устанавливает в трудовом договоре показатели поощрения за достижение положительных результатов труда. К началу текущего года трудовые отношения на принципах эффективного контракта оформлены с 96,4% работников образовательных организаций, полный переход планируется осуществить до конца 2018 года. По мнению чиновников, принятые нововведения «существенно повышают правовую защищенность работников». Помимо повышения заработной платы в ведомстве считают важным ее справедливое распределение. По словам чиновников, в декабре 2017 года они разработали и направили в регионы методические рекомендации «распределять средства зарплатного фонда таким образом, чтобы размер окладов и ставок заработной платы составлял не менее 70% фонда оплаты труда организации, обеспечивая тем самым для работника понятную гарантированную часть ежемесячной зарплаты», – пояснили “Ъ” в пресс-службе Министерства просвещения.
Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий в разговоре с “Ъ” отметил, что «такого юридического термина, как "эффективный контракт", нет». По его словам, с работниками заключается «обычный трудовой договор», который по-прежнему не защищает права учителей: «К нам поступает много обращений из разных регионов, и еще ни разу я не слышал, чтобы переход на эффективный контракт привел к увеличению зарплаты. По сути, это лишь фиксация средств, которые выделили школе: откуда она возьмет больше?» Господин Луховицкий отметил, что доклад содержит требования к Министерству просвещения изменить действующую систему оплаты труда, в частности, сделать ее более прозрачной и открытой, а также законодательно закрепить, что «базовая ставка, используемая при определении заработной платы учителя, не может быть ниже двукратного размера минимальной оплаты труда в регионе». «Речь идет не о таких уж больших деньгах, и весь пафос нашего доклада состоит в том, чтобы обеспечить гарантии прав педагогов по всей стране, независимо от конкретных условий в их регионе», – говорит господин Луховицкий. При этом вероятность того, что содержащиеся в докладе предложения действительно будут услышаны, сам господин Луховицкий оценивает как «малую».
Анна Макеева