Воспитание // Новость

Взвейтесь кострами, майские ночи!

Детские организации абсолютно необходимы для полноценного взросления, для проживания и перехода из одного возраста в другой.

Взвейтесь кострами, майские ночи!

Я был председателем совета дружины. Это было в середине 60-х. В огромной, как мне казалось, пионерской комнате мы проводили заседания совета дружины под приглядом старшей пионервожатой.

Решали важные вопросы: сбор макулатуры, оформление музея, проведение линеек. Особенно волнующим моментом для меня были линейки. Я стоял перед общим строем и от каждого класса мне докладывали о готовности. Потом я маршевым пионерским шагом подходил к директору школы (это был мой папа) и докладывал, что дружина построена и готова к линейке.

А 19 мая у нас был огромный пионерский костер. Завхоз (его звали Леонтий Иванович), выкапывал большую яму напротив школы (это было украинское село, поэтому выкопать яму напротив школы было обычным делом), привозил с колхозной пилорамы несколько бревен и была опять же линейка, только уже на улице. Папа зажигал костер, как директор, потом пели песни и уже в темноте расходились. Представляете: майская украинская ночь - темная, со звездами, огромный костер, нарядные (белый верх, черный низ, яркие галстуки) пионеры и пионерки, комсомольцы и комсомолки, хоровое пение, первые провожания «до хаты».

И было, конечно, два напряжения: в 3-4 классах – кого примут в пионеры, потом в 7-8 классах – кого примут в комсомол.

Уже много позже мои друзья-психологи объяснили, что это был обряд инициации, известный еще в древних племенах – переход в следующий возраст, связанный с определенными испытаниями и с готовностью защищать род, быть взрослым. Призыв «Будь готов!» подходил для такого обряда как нельзя лучше. А ответы на нелепые вопросы про устав комсомола, ордена организации или ленинские цитаты – своего рода аналог древнеплеменных испытаний.

Поэтому детские организации абсолютно необходимы для полноценного взросления, для проживания и перехода из одного возраста в другой. Более того, без таких объединений проживание возраста неполноценно, потому что личностное развитие ребенка происходит ТОЛЬКО в групповом, коллективном взаимодействии, сотрудничестве, общем деле. А в учебе такого типа отношений не добьешься.

Проблема в том, чтобы интерес ребенка к делу не подменялся нелепыми лозунгами и был обеспечен действительными испытаниями и вызовами.

Игра в войнушку может быть таким испытанием, но для большой части современных детей все большее внимание привлекают технологические вызовы. В каком-то смысле они вытесняют привычные нам дворовые игры. Поэтому когда некоторые педагоги ностальгируют по поводу того, что дети нынче постоянно сидят «в гаджетах», а в наше время обносили сады с черешней, активно двигаясь при этом, мне смешно и грустно.

Двигаться безусловно нужно, но профессионализм наш в том и заключается, чтобы отвечать на действительные детские потребности, а не подсовывать наши ностальгические мифы взамен реальности.

Мы ждем гениального педагога, какими были Игорь Петрович Иванов и Фаина Яковлевна Шапиро, автора коммунарского движения, который придумает современное сетевое «блокчейн-эджайл» детское объединение, в котором вместо ЦК и центросоветов будет искусственный интеллект, и взросление современных пионеров будет для них нормальным.

То есть – современным.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube