На заседании специальной парламентской комиссии по выработке новой редакции ранее отклоненного президентом России закона о создании в Российской Федерации федеральной и региональной информационных систем «Контингент обучающихся» глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов сообщил, что министерством образования и науки был представлен доработанный проект федерального закона. Все отзывы, полученные на этот законопроект от администрации президента, были отрицательными, так как замечания, сделанные президентом, не были устранены.
«Регламент Государственной Думы предусматривает, что если сторонами не преодолено разногласие хотя бы по одному предложению Президента Российской Федерации, специальная комиссия принимает решение о прекращении дальнейшей работы», — сказал Никонов.
Президент России Владимир Путин отклонил закон, предусматривающий создание в РФ информационной системы «Контингент обучающихся», 29 декабря 2016 года. Президент поручил проработать перечень конкретных сведений, содержащихся в этих системах, а также определить тех, кому разрешено иметь доступ к таким данным, и их ответственность. «Полагаю, что Федеральным законом должен быть установлен перечень конкретных сведений, содержащихся в государственных информационных системах «Контингент обучающихся» субъектов Российской Федерации и федеральной информационной системе «Контингент обучающихся», а также определены лица, которые имеют доступ к таким сведениям, и их ответственность», — считает Путин.
Специальная комиссия по отклоненному президентом закону была создана 20 января 2017 года на основании решения, принятого на пленарном заседании Государственной Думы.
Справка
Концепция системы «Контингент», утвержденная распоряжением правительства, была разработана в октябре 2014 года.
В концепции были перечислены данные, которые должны хранить региональные системы «Контингент» — общие сведения, данные об этапах обучения, о достижениях и иную информацию, в том числе фамилию, имя и отчество обучающегося; пол; место рождения; дату рождения; номер записи акта о рождении обучающегося; дату государственной регистрации рождения и наименование органа, который произвел государственную регистрацию рождения; гражданство; серию и номер паспорта обучающегося или реквизиты иного документа, удостоверяющего личность; адрес регистрации обучающегося; страховой номер индивидуального лицевого счета; сведения о родителях или законном представителе обучающегося и пр.
В соответствии с концепцией, предполагалось, что в качестве единого идентификатора обучающегося в межведомственной системе будет использоваться страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Основные положения законопроекта: создаются региональные и федеральный сегменты системы «Контингент»;порядок взаимодействия и наполнения межведомственной системы устанавливается правительством Российской Федерации; поскольку данные о детях собираются в рамках осуществления «государственных функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования», в соответствии с законом «О персональных данных» сбор согласий на обработку персональных данных не требуется.
Против законопроекта выступила председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина.
«Речь идет о формировании некой межведомственной системы, куда, подчеркну, без ведома родителей могут заноситься любые данные о ребенке с момента его рождения, которые в конечном итоге будут доступны неопределенному кругу людей», — считает Мизулина.
Напомним, что разработка региональных сегментов единой федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся была определена одним из приоритетных направлений использования субсидий Минкомсвязи на реализацию проектов, направленных на развитие информационного общества в регионах.
По данным Минкомсвязи на конец декабря 2016 года, региональные сегменты «Контингента» не разработало 7 субъектов РФ, 78 субъектов разработали региональный сегмент и завершили тестирование взаимодействия с федеральным сегментом.
Соб.инф.