Без рубрики // Колонка

Предпраздничные рассуждения о том, как важно уметь правильно писать нормативные акты. Часть 1

«Больше всего я люблю приходить в школу во время каникул, когда дети не мешают работать с документацией».

Предпраздничные рассуждения о том, как важно уметь правильно писать нормативные акты. Часть 1
Фото: dalaaadno.ru

Этот приправленный горечью анекдот находит отклик в сердцах всех возделывателей педагогической нивы. Спросите любого в саду, школе, колледже или вузе, что мешает им работать, и услышите в ответ – бумажки. Чем же они так досаждают? Разберемся вместе.

01e06_Normatives

Первый сезон, шестой эпизод. Детективно-нормативный сериал «Нормативка»

Преданья старины глубокой

Человечество выжило потому, что сумело путем проб и ошибок, оплаченных миллиардами жизней, выработать нормы поведения людей в обществе: что можно, чего нельзя и что за это будет. Тысячелетиями самовоспроизводящиеся системы разных народов удерживались в рамках традиций, которые любовно и тщательно культивировались среди «своих», противопоставляемые заведомо неприемлемым порядкам «чужих». Максимально успешна эта стратегия в изолированных сообществах, будь то аборигены Австралии, масаи Африки, индейцы Амазонии или папуасы Новой Гвинеи. Была успешна… До первой встречи с представителями более развитых социумов, стоящих на следующих ступенях эволюции управления общества (но не всегда – с носителями высокой культуры). В этом смысле Миклухо-Маклай, к сожалению, исключение, а правило – Цезарь и Кортес.

Фото: hrono.ru

В чем же преимущества цивилизаторов? В передовых технологиях производства и уничтожения? Безусловно. В обладании информацией об устройстве внешнего мира? Несомненно. Но главное преимущество настолько же фундаментально, насколько и неочевидно. И оно заключается в писаных законах.

Записывать указания и наказания начали еще в незапамятные времена. История нормотворчества базируется как на реальных, так и на мифических основаниях, которые одновременно являются и культурным фундаментом современной цивилизации (в противоположность дикости и варварству).

«Когда дикий народ становится цивилизованным, ни в коем случае не следует считать акт цивилизаций законченным после того, как народу даны четкие и непререкаемые законы: нужно, чтобы он относился к данному ему законодательству как к продолжающейся цивилизации».
Н.А. Буланже, 1766

Культура европейской цивилизации, какой мы ее знаем, выросла из античной греко-римской культуры, а откуда же ведет свою историю европейское право? Как ни странно – из варварства. Завоеванные Римом племена и народы некоторое время вынужденно подчинялись захватчикам, но после заката империи вернулись к собственным порядкам, зафиксировав их письменно при помощи вульгарной латыни. Так родились Варварские судебники Leges Barbarorum: Вестготский Lex Visigothorum, Бургундский Lex Burgundionum, Салический Lex Salica и др.

К концу I тысячелетия, когда пыль великого переселения народов уже улеглась, а великие кочевники с востока еще не накатили, европейская цивилизация активно интегрировалась, в том числе путем заключения династических браков между правящими домами. На этом поприще особо преуспел киевский князь Ярослав, прозванный Мудрым (в крещении Георгий, кстати, день памяти этого благоверного в нынешнем невисокосном году пришелся на 5 марта). Его супругами последовательно были Анна Норвежская и Ингигерда Шведская (что позволяет предположить тесное знакомство князя с варяжским правосудием), а дети разлетелись по всей Европе (так что и Leges Barbarorum наверняка мудрым правителем были изучены). Самая известная Ярославна, конечно, Анна, ставшая королевой Франции (attention! ce lien est l'histoire d'Anne de Kiev en français). Но вернемся к законам.

Крещение Руси повлекло за собой установление церковной юрисдикции, оформленной князем Владимиром в Устав его имени. Сидя на киевском столе, сын Владимира Ярослав не только переписывал Устав отца, при нем были кодифицированы и светские отношения, основанные на неписаном обыденном праве, которым несколько веков жила Рѹсьскаѧ Землѧ, дополненные привнесенными элементами права: варяжского (через Рюриковичей) и византийского (посредством династического брака князя Владимира с Анной Багрянородной). Первый писаный свод законов Древнерусского государства именовался «Русской правдой». Как видите, для жителей Руси Lex и Правда в те далекие времена были полными синонимами, и традиционно все Leges Barbarorum мы знаем как Варварские правды.

«Жить по правде» или «жить по закону»

Непостижимым образом все переменилось, когда Древнюю Русь сменила череда иных государств, правопреемником которых сегодня является Российская Федерация.

Выступая с лекцией «Конституционная юстиция на переходном этапе исторического развития России» в рамках VI Петербургского международного юридического форума 17 мая 2016 года, председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин заявил:

«Мы находимся в переходном этапе своего развития. Россия еще не взяла правовой барьер. Было бы трудно надеяться на это после тысячелетних стереотипов, в которых закон и право отнюдь не на первом месте, а главный принцип был “давайте жить по правде, а не по закону”».

Самый главный (по должности) юрист посетовал, что видные представители российской общественности выступают за торжество правды над законом, и сто лет назад подобные противоречия удалось преодолеть лишь «свирепому государству, которое создали большевики». Чтобы избежать повторения «исторической катастрофы октября 1917 года», следует всемерно развивать правосознание всех граждан, но особенно – предпринимателей, чиновников, общественных деятелей и политиков. Их нужно последовательно подводить к идее о необходимости неукоснительного соблюдения законов, противопоставленных в речи абстрактной «правде», не имеющей нормативного основания.

Но разве не правду должны нести сами законы? Разве те, кто пишут нормативные акты разных уровней, не должны в свою очередь стремиться к тому, чтобы у граждан даже не возникала необходимость выбирать между законом и правдой?

В идеале должна быть построена такая разумная и справедливая система, в которой предписания и запреты необходимы и достаточны, логичны, обоснованы, исполнимы и обеспечены необходимыми инструментами для эффективного применения. Тогда законы будут способствовать всему доброму и полезному, то есть правде, а не противоречить ей.

Отлито ли в граните?

Созданный еще в 2012 году для улучшения взаимодействия федеральных институтов с региональными депутатами Совет законодателей по традиции собрался в Санкт-Петербурге 24 апреля 2017 года. Спикер Госдумы Вячеслав Володин отчитался перед президентом о мерах по улучшению качества законотворческой деятельности, в частности о синхронизации регламентов Госдумы и правительства, и рассказал, что планируется собрать команду профессиональных составителей законопроектов, которые помогут субъектам законодательной инициативы в Федеральном собрании юридически грамотно воплотить на бумаге их идеи, к работе в этом центре парламентаризма будут привлечены лучшие вузы (но не назвал их). Попутно Володин похвалил законопроекты, внесенные от президента и правительства, которые «на голову выше, чем внесенные депутатами, членами СФ и региональными парламентами».

Президент, выслушав отчет, отметил, что начинания, направленные на повышение качества законотворчества, поддерживает, но видит некоторые проблемы в подготовке подзаконных актов одновременно с законом: «Еще не совсем ясно, каков будет окончательный вид самого закона, ведь в ходе обсуждения, несмотря на пожелания органов исполнительной власти, депутаты часто вносят свои предложения, поправки, и по каким-то параметрам, по каким-то вопросам необходимо заранее иметь подзаконные акты, но не всегда это возможно, весь пакет подготовить подзаконных актов, потому что неясно, каков же будет окончательный вариант этого закона, поэтому здесь нужно творчески как-то… Мы понимаем друг друга, хорошо», – подытожил президент.

Фото: tvc.ru:8021

Завершился год 2017, с чего начинается 2018? Президентский совет по кодификации законодательства намерен указать правительству на крайне низкое качество его законотворческой деятельности:

«Совет считает необходимым специально отметить, что сама по себе систематичность, масштабность и уже почти неизбежность изменений актов высшей юридической силы – федеральных законов, ведет к фактической утрате этими актами качества нормативности, поскольку возведенная в принцип изменяемость основных законодательных актов исключает, по существу, неоднократное и одинаковое применение содержащихся в указанных актах правил (норм поведения) равным образом в отношении неограниченного круга лиц в течение сколько-нибудь длительного времени. Такое положение дел является не просто нетерпимым с профессиональной юридической точки зрения, но и угрожающим формированию в гражданском обществе стереотипных моделей законопослушного поведения, поскольку почти любая норма почти любого закона фактически становится «одноразовой» и так воспринимается правоприменителями. О том, что при таком положении дел формирование устойчивой, единообразной внутренне непротиворечивой судебной практики, которая в нормальной ситуации только и выявляет истинный смысл нормы права как регулятора общественных отношений, является принципиально невозможным в существующем положении дел».

Тем самым признается, что фактически все мы находимся в состоянии юридической нестабильности, и сегодня не существует способов это исправить.

Возможна ли система?

На фоне разворачивающейся апокалиптической картины тысячелетнего правового нигилизма и нерадужных законотворческих перспектив нормативные проблемы образовательных организаций кажутся мелкими и незначительными.

Подумаешь, учредитель всем школам навязывает типовой устав, где управляющий совет может лишь «участвовать» и «советовать». Ан нет! Именно об этот камешек спотыкается практика самоуправления в школе Тубельского.

Фото: pravmir.ru

А еще бывает, что разные министерства издают приказы, которые противоречат друг другу. И приходится директору «в целях обеспечения безопасности обучающихся» сначала оборудовать окна защитными решетками, а потом, опять-таки в целях безопасности, эти решетки делать открывающимися или съемными. Главное, не перепутать и навешивать/снимать замочки в правильном порядке для соответствующих комиссий.

Одни комиссии проверяют чистоту, другие – успеваемость, но самые опасные те, которые проверяют документацию. Предусмотрительные руководители заранее запасаются образцами приказов и положений: получают типовые тексты в ИРО, по-дружески одалживают у соседей, просто копируют с чужих сайтов. Больше всего такая «нормативная база» напоминает склад вещей на балконе. С одной стороны, все есть, но с другой, пользоваться неудобно.

Дорогие читатели!
Предлагаю в комментариях высказаться, насколько реально, с вашей точки зрения, системное ведение документации в образовательных организациях?

А продолжение – в следующей серии.



Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube