Без рубрики // Колонка

Предпраздничные рассуждения о том, как важно уметь правильно писать нормативные акты. Часть 2

Все счастливые образовательные организации похожи друг на друга, но каждая несчастливая несчастлива по-своему. Кто-то на фоне реформ мечтает о стабильности, а кому-то тесны заданные рамки, кого-то не устраивает хаотичность, а кому-то не хватает свободы действий, кто-то недоволен излишним вниманием, кем-то пренебрегают, а о ком-то практически забыли.

Предпраздничные рассуждения о том, как важно уметь правильно писать нормативные акты. Часть 2
Фото: dizainvfoto.ru

Оставив в стороне попытки разобраться, кто виноват, перейдем сразу к что делать.

s01e07_Normatives

Первый сезон, седьмой эпизод. Детективно-нормативный сериал «Нормативка»

Семь шагов к нормативному счастью

Шаг первый. Целеустанавливающий. Самый ответственный

Прежде чем начать, спросите себя, действительно ли невозможно сохранить status quo? Любые перемены, неважно какого масштаба, в самом начале всегда ухудшают налаженную жизнь. В магазине переставили стеллажи – вы не находите нужный товар; авиаперевозчик изменил правила провоза ручной клади – колесики вашего чемодана не влезли в рамку, теперь это оплачиваемый багаж; онлайн-банк обновил интерфейс – неясно, как перевести деньги на карту.

Если рутинная жизнь катится по налаженному пути и на горизонте никаких препятствий, ничего не меняйте. Вы – счастливая образовательная организация.

Если же верхи не могут, а низы не хотят, решайтесь! Упорядочивание локальной нормативной базы может стать той волшебной таблеткой, которая снимет головную боль руководителя образовательной организации. Для профилактики возможных осложнений получите предварительно согласие учредителя.

Шаг второй. Кадрово-предусмотрительный

Соберите команду единомышленников. Многочисленные исследования динамики процессов в организациях при расхождении в деталях единодушны в одном: любой инновационный импульс затухнет, если его не поддержит хотя бы десятая часть коллектива. Таким образом, нужно найти достаточное количество людей, которые будут работать заодно. Если все в едином порыве вызовутся добровольцами, вы – счастливая организация, но всех не берите! Удостоверьтесь, что кроме желания у соратников есть еще физическая возможность уделять время дополнительной работе после основной, а также что их квалификация достаточна для анализа и разработки нормативных актов, и что склад их характера, и состояние здоровья, и отношения с коллегами, и психологическая устойчивость, и _______ (впишите недостающее) позволят им довести дело до конца. Да! И чтобы их родные не возражали.

Если вам удалось собрать 3–7–10 человек, сначала выслушайте всех и договоритесь о правилах. Из-под палки такая работа получается плохо, поэтому поощряйте инициативу и поддерживайте разумные предложения.

Шаг третий. Документально-оформительский

Проверьте в текстах трудовых договоров (они же эффективные контракты), относится ли к обязанностям членов команды работа с документацией. Если да, то вы – счастливая организация. Если ничего про документы не нашлось, заключайте дополнительное соглашение (в рамках трудового права) или договор гражданско-правового характера на выполнение работ/оказание услуг. В первом случае вознаграждение рассчитывается согласно действующим в вашей организации локальным нормативным актам о порядке оплаты труда. Удобнее всего оформить эти выплаты как стимулирующие, для этого загляните в соответствующие документы. Не все меряется деньгами, конечно, поэтому можно применять нематериальные формы стимулирования работников: благодарность, грамота, отгулы, удобный график работы, даже культпоход, главное – заранее согласовать. Если участники не возражают, можно предложить им творить нормативы безвозмездно как волонтерство/благотворительность (оформляется договором ГПХ). В последнем случае вы – очень счастливая организация.

Шаг четвертый. Организационный

Если команда подписала доп. соглашения к трудовым договорам, обеспечьте сотрудникам рабочие места в помещении, где хватает полочек и столов, чтобы хранить и раскладывать папки и их содержимое, где достаточно быстрый Интернет и есть доступ к правовым базам в рабочее время, где можно собираться для обсуждений и уединяться для обдумываний. И бонусом – что-нибудь к чаю! Если вы можете создать такие условия, вы – счастливая организация.

Если команда работает по договорам ГПХ (включая безвозмездные), можете не заморачиваться предыдущим абзацем, вы – очень счастливая организация (но вы это и так знаете с предыдущего шага).

Шаг пятый. Содержательный. Самый долгий

Систематизируйте требования действующего законодательства к локальной нормативной базе организации по направлениям деятельности: об образовательной читайте 273-ФЗ, о кадровой – Трудовой кодекс, о финансовой – Бюджетный и Налоговый. Принцип понятен? Не ленитесь проверять актуальность редакций и сроки вступления в силу законодательных новелл. Особо коварные законы скрываются за невнятными названиями наподобие «О внесении изменений в…», иногда их пропускают даже контролирующие инстанции. Тогда ваша прямая обязанность просветить их и познакомить с правовыми новинками. Можно устраивать публичные чтения вслух действующих редакций нормативных актов федерального и регионального уровней. У вас же осталось что-нибудь к чаю?

Кстати, если региональные законы противоречат федеральным, вы, конечно, можете их проигнорировать, но лучше обратиться за разъяснениями в соответствующий орган власти, описав выявленную правовую коллизию со ссылками на тексты обоих документов. Добрый совет: одно письмо – один вопрос. В месячный срок вам ответят и либо признают факт несоответствия и внесут изменения в региональный акт, согласовывая его с федеральным (если вы – счастливая организация), либо дадут вам прямое указание не умничать и исполнять региональный норматив. Практичный совет: не умничайте и исполняйте, но ответ сохраните, поскольку, когда вам зададут неудобный вопрос «на каких, собственно, основаниях вы себе позволяете?..», вы сможете прикрыться бумажным щитом вашей переписки, снимающим ответственность с вас и перекладывающим ее на авторов указания.

После законов переходите к постановлениям правительства и приказам министерств и ведомств. Помните, что в них со временем тоже могут появляться изменения.

Изучив требования, проведите ревизию действующих в вашей организации локальных нормативных актов. Если чего-то не хватает – пишите новый. Если имеющийся не соответствует – переписывайте его. Смело вычеркивайте ссылки на старый закон «Об образовании» 1992 года, типовые положения об образовательных организациях различных видов, утратившие силу документы советских времен и никогда не имевшие нормативной силы письма и рекомендации. Если вычеркивать нечего, вы – счастливая организация.

Если у вас есть акты, которые никто не требует, проверьте, можете ли вы без них обойтись. Если да – смело отменяйте.

Самый ценный совет: облегчите себе жизнь – пересмотрите номенклатуру дел и упростите ее.

Шаг шестой. Психологический

Организуйте обсуждение грядущих нормативных изменений с представителями всех заинтересованных сторон: учредителем, педагогами, другими работниками, профсоюзами, студентами и старшеклассниками, родителями несовершеннолетних, организациями-партнерами, благотворителями, _______ (впишите пропущенное).

Если они поддержат, вы – счастливая организация.

Занимайтесь разъяснениями и согласованиями, вовлекайте новых участников в команду и формируйте тематические мини-коллективы для автономной работы. Призывников второй волны можно считать не авторами, а фокус-группами, это позволит вам не оформлять дополнительных соглашений и немного сэкономить фонд оплаты труда.

Старайтесь не допускать конфликтов и направляйте энергию участников в конструктивное русло.

Шаг седьмой. Технический

Нормативные наработки следует проверить как на соответствие действующему законодательству, так и на внутреннюю непротиворечивость. Если у вас есть возможность поручить это профессиональному юристу, вы – счастливая организация.

Проверку на соответствие текстов нормам русского литературного языка поручите штатным филологам (не забудьте про законные основания: или должностные обязанности, или доп. соглашение).

Присвоение документам реквизитов, ознакомление с ними работников под подпись, размещение на бумажных и/или электронных носителях, учет и хранение обеспечит штатный сотрудник (или несколько, если вы – счастливая образовательная организация).

Пройдя этот тернистый путь, оглянитесь назад и оцените масштаб улучшений.

Наслаждайтесь!

Хотите чего-нибудь к чаю?


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube