Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», начал беседу с тезиса: в городе будущего все системы неразрывно связаны между собой. Поэтому «прежде чем строить стратегию развития, хорошо было бы понять, в каких социально-экономических, политических и культурных условиях ребенок будет самореализовываться». Ведь если совсем недавно образование передавало опыт предшествующих поколений новым, то сейчас многое изменилось.
Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика». Фото Татьяны Давыдовой
Принципиально важных изменений три: цикл системных перемен стал меньше периода образования (т.е. темп эволюции окружающего мира опережает темп эволюции системы образования). Этим фактором порождается другой, не менее значимый фактор: в первом классе дети во многом грамотнее своих учителей. Не умнее, но грамотнее (во всяком случае, опытнее). У детей формируются совершенно иные компетенции – они же рождаются непосредственно в цифровой среде, ничто не мешает им совершенно органично интегрироваться в нее. Третий фактор – цифровые институты. Они принципиально отличны ото всех ранее существовавших. «Если мы говорим о цифровой среде, цифровой эпохе, надо понимать, что традиционные ведомственные управленческие институты цифровой образовательной деятельностью управлять не могут. А как выглядят цифровые институты управления – мы не знаем».
Говоря о будущем столицы и городов мира, Александр Адамский добавил: «Наступает ли будущее само собой? На это у меня один ответ – будущее наступает только через образование. И если мы настроим образование на моделирование ближайшего будущего, то оно наступит в том прекрасном сиянии, о котором мы говорим».
На заседании клуба также выступил Игорь Реморенко, ректор МГПУ. Он затронул вопрос о трендах культуры, которые будут значимы для системы образования. В качестве примера была приведена Московская электронная школа (МЭШ), где учителя выкладывают сценарии уроков, а лучший «сценарист» получает денежную награду. Это стимулирует учителей ко все более интересным сценарным разработкам, их презентации и обсуждению со столичными коллегами. Важно, что в МЭШ оценкой сценариев занимается не специальная комиссия, но такие же учителя.
Игорь Реморенко, ректор МГПУ. Фото Татьяны Давыдовой
«Москва всегда будет включена в безумную конкуренцию за человеческий потенциал и человеческие кадры. Это не зависит от городов будущего. Так устроена Россия. Пока все лучшее образование собрано здесь, в Москве, все те, кого вы учите, будут стоять перед выбором: остаться получать профессиональное образование в Москве или сразу уехать учиться за рубежом», – в своем выступлении Сергей Капков, заведующий учебно-научной лабораторией «Центр исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий» при экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, уделил особое внимание человеческому капиталу и его сохранению. Конечно, любой город в определенных профессиях будет выигрывать, в каких-то – проигрывать. Мы знаем, что Калифорния – это Силиконовая долина, Лос-Анджелес – мир кино. Как будет развиваться Москва?
Сергей Капков, заведующий учебно-научной лабораторией «Центр исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий» при экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Фото Татьяны Давыдовой
На этот вопрос, по мнению присутствующих, не может дать ответа ни мэрия города, ни внешние консультанты или аналитики. Город – это занятость живущих в нем людей. Будущая реальность будет зависеть от многих факторов: промышленности и городского развития, политики, самих людей, живущих в столице. «Если это будет город чиновников, лоббистов и политиков – это будет один город. Это не плохо и не хорошо. Если город будет вносить большой вклад в ВВП, науку и образование, Москва станет задавать общероссийские тренды».
Города будущего – это концентрированная возможность найти интересную работу и/или получить нужное образование. Уже очевидно, что каждые 5–10 лет люди будут менять сферы приложения своих интересов и виды деятельности. Рост продолжительности жизни с большой вероятностью породит процесс инфантилизации, и вопрос «Кем мне быть, куда идти работать?» станет символом нового вызова.
Одну из задач, связанных с проблематикой городов будущего, Александр Адамский обозначил так: «Великий город понимает по-английски». Полилингвальная образовательная среда в детском саду и школе необходима для дальнейшего развития столицы. «Дети должны общаться на глобальном языке». Если в ближайшие 3–4 года в детских садах не ввести полилингвальное обучение, Москва рискует не стать «великим городом» в социокультурном смысле этого понятия. Задача образования сегодня – создание производства смыслов, что происходит (или не происходит) как раз в детских садах, начальных школах, детских сообществах. Сегодняшняя школа – центр притяжения более эффективный, нежели многие вузы. Школа перестала быть мертвой институцией, какой она фактически была совсем недавно (с исторической точки зрения).
Детский сад и школа – вот новый «плавильный котел». Худший российский троечник-третьеклассник разбирается в математике лучше, чем его американские сверстники. Отечественные победители олимпиад «исчезают» с радаров российского образования. Большие корпорации стремятся разглядеть талант как можно раньше. Они готовы бесплатно давать образование и помогать грантами. И переманивают кадры.
Изменения школы – «звоночек» к изменению высшей школы. Акцент сместился, и университет больше не завершает работу образования. Выпускники школ – вот та сила, которая меняет учебные заведения, в которые приходит. Наша задача сегодня – «продать» (в хорошем смысле) населению по-настоящему современное образование и сделать так, чтобы человек с этим образованием нашел себе адекватное рабочее место. Иначе он просто уедет за границу. Москве необходимо перестать быть «плавильным котлом» для других стран.
Александр Адамский, Игорь Реморенко, Исаак Калина, Сергей Капков. Фото Татьяны Давыдовой
Правда, кажется, наметилась тенденция: молодые люди, получив образование за рубежом, стали возвращаться в Россию. Необходимо создать условия для закрепления этой практики.
Провокационный вопрос, возникающий в связи с этим, – учить ли английскому языку? Многие боятся, что, выучив его, страна потеряет таланты. Но этот риск – симптом, с которым нужно бороться иначе.
Один из вариантов решения проблемы с «утечкой» – работа с big data. Для того чтобы не терять кадры, нам необходимо создавать базы данных. Уже на уровне школы знать, сколько у нас будущих физиков, которым необходимо будет помочь в поиске работы, развитии умений и продвижении по карьерной лестнице. Решение дефицита национального человеческого капитала – задача, остро стоящая перед нами уже сегодня.
Сергей Капков высказал предположение, что через десять лет большие корпорации будут раздавать стипендии талантливой молодежи по всему миру для обучения на определенных факультетах университетов.
Кроме того, кризис образования, который рано или поздно возникнет в связи с изменениями в отношении к образованию: школе необходимо будет провести грань и объяснить родителям, где заканчивается их ответственность и начинается ответственность семьи.
Особое внимание было уделено компетенциям будущего: креативности – как способности мыслить по-новому в новых обстоятельствах; критическому мышлению; умению работать в команде (а это не только умение говорить и распределять обязанности, но и толерантность, умение слушать и слышать, уважать мнение оппонентов – даже если они остались в меньшинстве); эмоциональному интеллекту (как способности чувствовать и понимать в другом человеке не только рациональное, но и нравственное начало).
Алина Зражаева