Родители // Статья

«Лучше научиться “есть слона по частям”»

Мнение психолога

«Лучше научиться “есть слона по частям”»
Фото: matrony.ru

– Сейчас школа уделяет много времени самоподготовке. Этим диктуется уровень объема домашнего задания. Но, к сожалению, школа фактически не уделяет внимания вопросам мотивации учеников. Мотивация должна преподаваться во время школьных занятий. У ребенка должен рождаться интерес к тому, почему в этом слове пишется та или иная буква, а в другом – почему там, где слышится одна гласная, пишется совсем иная? К сожалению, помня только о правилах правописания, забывают об интересных вещах, которые могут вызвать любопытство – история языка, его изменения. Это пример из русского языка.

Уклон в преподавании делается на другое – на выучивание правил, а не на формирование у ребенка навыка любопытства, заинтересованности в предмете.
Поэтому у нас выполнение домашнего задания превращается в нелюбимую работу. Представьте себе, что вы делаете отчет, который делать не хотите, от которого вас тошнит. Ребенок чувствует то же самое, только в силу своей пока еще не вышколенной связи со своими чувствами он переживает отвращение и бессилие перед необходимостью выполнения домашнего задания гораздо сильнее.

Должны ли родители помогать ее делать?

Да. Для ребенка домашнее задание – это стресс. Помочь с ним справиться – задача родителя. Но мы часто проживаем его вместе с ребенком и по ходу дела усиливаем его. Когда мама делает вместо ребенка домашнее задание, она, во-первых, в порыве собственной агрессии (на бестолкового ребенка, на бездарных учителей, на сумасбродную школьную систему) может отыграть ее на сыне или дочери. А во-вторых, демонстрирует свое превосходство над ребенком – мама-то может, а я – нет. Это усиливает неуверенность ребенка в себе.

Поэтому делать задания с ребенком надо, но не за него, а помогать – спрашивать, что он понял на уроке, если не понял, то объяснить, и постараться вызвать интерес к предмету. То есть выполнить ту функцию учителя, которую я описала выше.

Это идеальный вариант, и совместить это все практически невозможно. Но хотя бы иногда, хотя бы что-то из этих трех пунктов можно пробовать делать.

Что делать, когда некому с ребенком делать домашку, а сам он не делает? Работать с мотивацией и целью. Спросите, какая у ребенка цель? Поговорите с ним о том, как он уже сейчас работает на ее достижение, выполняя домашнее задание.

Если несделанная домашняя работа накапливается, это приводит к бессилию и к уверенности в том, что «я ни на что не способен». Это ужасная ситуация. И разговоры о том, что да нет, ты способен, не приводят ни к чему.

Помощь взрослого заключается в том, чтобы помочь ребенку планировать выполнение домашнего задания.

Схема у каждого будет своя. Реакция на школьный стресс – это в том числе и формирование реагирования на стрессовые ситуации во взрослой жизни. Поэтому гораздо лучше научиться «есть слона по частям», выработав навык планирования, чем маниакальная реакция на стресс, когда все в авральном режиме делается в последнюю минуту и записывается себе как подвиг.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться