– Сейчас школа уделяет много времени самоподготовке. Этим диктуется уровень объема домашнего задания. Но, к сожалению, школа фактически не уделяет внимания вопросам мотивации учеников. Мотивация должна преподаваться во время школьных занятий. У ребенка должен рождаться интерес к тому, почему в этом слове пишется та или иная буква, а в другом – почему там, где слышится одна гласная, пишется совсем иная? К сожалению, помня только о правилах правописания, забывают об интересных вещах, которые могут вызвать любопытство – история языка, его изменения. Это пример из русского языка.
Уклон
в преподавании делается на другое – на выучивание правил, а не на формирование у ребенка
навыка любопытства, заинтересованности в предмете.
Поэтому у нас выполнение
домашнего задания превращается в нелюбимую работу. Представьте себе, что вы делаете
отчет, который делать не хотите, от которого вас тошнит. Ребенок чувствует то же самое,
только в силу своей пока еще не вышколенной связи со своими чувствами он переживает
отвращение и бессилие перед необходимостью выполнения домашнего задания гораздо сильнее.
Должны ли родители помогать ее делать?
Да. Для ребенка домашнее задание – это стресс. Помочь с ним справиться – задача родителя. Но мы часто проживаем его вместе с ребенком и по ходу дела усиливаем его. Когда мама делает вместо ребенка домашнее задание, она, во-первых, в порыве собственной агрессии (на бестолкового ребенка, на бездарных учителей, на сумасбродную школьную систему) может отыграть ее на сыне или дочери. А во-вторых, демонстрирует свое превосходство над ребенком – мама-то может, а я – нет. Это усиливает неуверенность ребенка в себе.
Поэтому делать задания с ребенком надо, но не за него, а помогать – спрашивать, что он понял на уроке, если не понял, то объяснить, и постараться вызвать интерес к предмету. То есть выполнить ту функцию учителя, которую я описала выше.
Это идеальный вариант, и совместить это все практически невозможно. Но хотя бы иногда, хотя бы что-то из этих трех пунктов можно пробовать делать.
Что делать, когда некому с ребенком делать домашку, а сам он не делает? Работать с мотивацией и целью. Спросите, какая у ребенка цель? Поговорите с ним о том, как он уже сейчас работает на ее достижение, выполняя домашнее задание.
Если несделанная домашняя работа накапливается, это приводит к бессилию и к уверенности в том, что «я ни на что не способен». Это ужасная ситуация. И разговоры о том, что да нет, ты способен, не приводят ни к чему.
Помощь взрослого заключается в том, чтобы помочь ребенку планировать выполнение домашнего задания.
Схема у каждого
будет своя. Реакция на школьный стресс – это в том числе и формирование реагирования
на стрессовые ситуации во взрослой жизни. Поэтому гораздо лучше научиться «есть слона
по частям», выработав навык планирования, чем маниакальная реакция на стресс, когда
все в авральном режиме делается в последнюю минуту и записывается себе как подвиг.