«Мы – очень бедная нация с очень богатыми традициями»
Юрий Сотников, преподаватель:
– Пятого октября – День учителя. День, когда родители заваливают школы тысячами трупиков цветов. Из лучших побуждений. Поскольку традиции нарушать нельзя! А перед учителем своего ребенка «засветиться» нужно. Типа, высказать уважение. Чтобы он к ребенку был внимательным, но не слишком строгим. И выделял его из остальных.
Но все эти трупики цветов, которые уже через пару дней окажутся на помойке, вызывают у меня тоску. Поскольку это – десятки тысяч рублей, выкинутых на ветер!
Знакомый школьный завхоз измерял эти потери в ящиках водки. Знакомая учительница начальных классов – во флаконах духов. А я это измеряю в экскурсиях, в школьных принтерах-сканерах и т.д. Поскольку в Люберцах мы за всё это платим сами.
Мы – очень бедная нация с очень богатыми традициями. И главная наша традиция – выбрасывать деньги ни на что.
Дежурная коробка конфет – это не подарок
Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего», п. Большое Исаково, Калининградская область:
– В нашей школе не приняты обязательные подарки. Но если дарить, то лучше что-нибудь от души и сделанное своими руками.
Дежурная коробка конфет или что-то купленное в магазине – это не подарок, по моему мнению. Лучше уж на словах поздравить.
Мне запомнился шарфик, связанный одной девочкой. До сих пор, когда надеваю, теплеет на душе.
Вместо цветов – поездка на море!
Юлия Месарич, директор Люблянской школы дополнительного образования «Веселые ребята», г. Любляна, Словения:
– В Словении нет такой традиции – дарить подарки учителям. (Нет и «Первого сентября» в нашем понимании.) У нас ни на какие праздники не дарят цветов.
Я делаю подарки своим коллегам ежегодно: мы выезжаем коллективом на два дня на море. Иногда (когда есть возможность) я оплачиваю в 100-процентном размере их проживание и питание.
Последние два года я оплачиваю 50% расходов на учителя. Это лучше, чем ваза или букет.
Это нам дает возможность общения, обмена опытом, отдыха от семьи, от работы, заряд бодрости и ощущение коллектива. Это запоминается всем учителям, они ждут нашу поездку как праздник. Общий обед, общий ужин, общая программа отдыха.
Все остальные подарки - это дань старой традиции и тщеславию некоторых учителей.
«В 90-е детей и взрослых приучали, что лучшие цветы – это колбаса!»
Елена Ушакова, бывший учитель, школа «Умка», г. Новосибирск:
– Детей и взрослых долго, особенно в 90-е, приучали к мысли, что лучшие цветы – это колбаса.
В результате сложилась традиция (точно не помню): 9-й класс (вроде) дарил нам, на всю учительскую, торт из сыра и колбасы, 10-й – фрукты, а родители 11-го класса – шампанское. Приходим после уроков – вуаля!
А еще однажды выпускники подарили мне сноуборд. И научили меня на нем кататься. На нем же я потом и загремела в больницу. Неделю назад передарила его другим моим ученикам – помладше.
«Учителей стараются подловить на всех смертных грехах»
Инна Р., учитель, г. Москва:
– Дарить цветы учителю - хорошая традиция. В конце концов, выражать признательность человеку – это нормально. Просто сейчас учителей стараются подловить на всех смертных грехах, вот и отказываются люди даже от цветка, не то чтобы от цветов.
Никто не говорит, что подарок должен быть дорогим. Пустяк, добрая шутка... – и уже хочется жить!
Профессию уничтожают. В этом все дело. Нельзя нас уважать, поздравлять: мы взяточники, вымогатели. О чем тут говорить?
«Подарки ко Дню учителя – это пережитки прошлого»
Алексей Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование»:
– Подарки ко Дню учителя – это пережитки прошлого. Я всегда относился к ним отрицательно, в том числе к концертам детей. Все это выглядит неестественно.
День учителя – наш профессиональный праздник. Поздравлять учителей может директор, а не дети и их родители.
К этому дню хорошо подводить итоги работы: присваивать звания, вручать грамоты, премии, говорить хорошие слова и гордиться своим коллективом. Можно даже подарить поход в театр, экскурсию. Но все это внутри коллектива. Не хочется чувствовать дискомфорт от подарков извне.
Во Франции учителю нельзя даже обнимать ребенка
Андрей Демидов, педагог дополнительного образования, Франция:
– День учителя, судя по всему, во Франции – праздник сугубо для самих педагогов.
В начальной школе, где учится моя дочь, никаких специальных мероприятий не запланировано, хотя я слышал, что ученики могут порадовать своих педагогов самодеятельным концертом. Возможно, это бывает в старших классах, где дети уже более самостоятельные.
Что касается подарков и цветов, то дарить их точно не принято. Отношения учителей и учеников во Франции достаточно сильно формализованы.
Например, нельзя обнимать ребенка, но при этом по желанию учителя дети в младших классах могут называть его просто по имени, без официального maitre или maitresse.
Кстати, среди школьных учителей во Франции тоже много женщин.
8 марта – для мам и 23 февраля – для пап
Алексей Семенычев, президент Ассоциации развития семейного образования:
– День учителя – профессиональный праздник для тех, кто работает в системе образования.
В семейном образовании, если вы не профессиональный педагог, его не принято праздновать.
У нас есть 8 марта – для мам и 23 февраля – для пап.
Дорого эксклюзивное внимание
Мария Калужская, замдиректора гимназии «Корифей», г. Екатеринбург:
– Учителям важны поздравления как знак признательности и высокой оценки их вклада.
Стоимость подарка не столь важна, дорого эксклюзивное внимание: календарь с хорошей фотографией учителя, открытка с авторским стихотворением, предмет коллекционирования.
Например, наш родительский совет дарит педагогам-дамам на 8 марта витамины для женского здоровья (с учетом возраста). А совет гимназистов утром 5 октября вручает всем учителям самодельные броши, печенья с авторскими пожеланиями или персональными куплетами.
Мне как любителю сов всегда дарят всевозможные СОВениры: фигурки, брошки и значки, подушки и наклейки. Считаю, что это в пределах разумного.
Все это позволяет мне и моим коллегам чувствовать себя в центре внимания и заботы.