Качество образования // Статья

Путешествие в мир профессий

Школьные стандарты второго поколения ориентированы на максимальное раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, на расширение тесных рамок классно-урочной системы. К сожалению, не везде эти идеи реализуются на практике.

Путешествие в мир профессий
Фото: Школа «Покровский квартал»

Но, к счастью, есть исключения из общего правила. Мне довелось в этом убедиться, побывав на одном из необычных уроков в московской школе «Покровский квартал».

От техники до природы

С сентября здесь начал осуществляться проект «Подростковая школа», в котором принимают участие ученики 5–7-х классов.

Организаторами и разработчиками проекта стали педагоги школы и специалисты НИУ «Высшая школа экономики», с которыми они работают в тесном партнерстве.

Цель проекта – дать школьникам возможность получить практический опыт самостоятельной деятельности в различных областях знаний и на этой основе определить свои долгосрочные познавательные интересы.

В дальнейшем это позволит ребятам выбрать профиль обучения и, возможно, профессию.

Программа состоит из четырех метапредметных модулей, каждый из которых представляет комплекс различных видов деятельности:

  1. «Техника»: робототехника, прототипирование, моделирование, конструирование.
  2. «Искусство и мультимедиа»: журналистика, архитектура, дизайн, кино, музыка, театр, ИЗО, танец, искусствознание.
  3. «Природа»: селекция, химия, зоология, анатомия, физиология, экология.
  4. «Общество и мировая культура»: история, иностранные языки.

На освоение каждого модуля отводится пять недель (триместр), причем четыре дня в неделю ребята учатся по своему обычному расписанию, а один день – посвящают занятиям в рамках проекта.

Как подчеркивает директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов, этот проект предполагает принципиально другую модель организации учебного процесса, которая позволяет расширить содержание традиционных школьных курсов и изменить форматы обучения, объединив общее и дополнительное образование.

Вместо традиционных уроков будут проводиться практикумы, лабораторные, проекты, экскурсии в музеи, тематические кружки. Соответственно изменятся и формы взаимодействия учащихся с педагогом – это будет сотрудничество и совместное творчество.

Для обучения в новом формате предусмотрено использование нового оборудования, которое включает роботов, метеостанции, программное обеспечение. Все это стало возможным благодаря кооперации школьных, вузовских и городских ресурсов.

Занятия по каждому модулю проходят в разных зданиях школы.

За каждый модуль отвечает педагог, который занимается адаптацией учебных программ и планов. Естественно, в 5-м, 6-м, 7-м классах эти программы различаются в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

За модуль «Масс-медиа и искусство» отвечает учитель ИЗО Алла Пожарская.

Мне довелось побывать на первом занятии в рамках этого модуля в 6-м классе.

Все грани одной профессии

В самом начале урока Алла Пожарская обратилась к ребятам с вопросом: кто хочет стать журналистом?

Руки подняли немногие, но это и понятно: в таком возрасте говорить о профессиональном самоопределении рано. Но важно понять, какие качества необходимы журналисту для успешной работы?

Кто-то начал с технических навыков – умения снимать, редактировать и монтировать видео, владеть информационными технологиями и фотошопом.

Другие ребята считают, что для того чтобы написать сценарий, журналист должен четко и грамотно выражать свои мысли, а для этого ему необходимо хорошо знать русский язык и литературу.

Но лучше всех сказала Даша: любая творческая работа начинается с идеи, с поиска яркой, значительной темы.

На занятие к шестиклассникам пришел Даниил Демичев, недавний выпускник школы «Покровский квартал», студент Гуманитарного института телевидения и радиовещания и корреспондент канала «Россия 1».

Даниил Демичев продемонстрировал несколько снятых им клипов и рассказал о некоторых закулисных тайнах своей профессии.

Прежде всего современному журналисту приходится выступать в разных ипостасях: оператора, режиссера, сценариста. Для того чтобы снимать музыкальные клипы, необходимо разбираться в музыке. На съемки короткого 5–10-минутного клипа уходит порой от нескольких часов до суток. Поэтому для данного вида деятельности требуются такие качества, как трудолюбие и терпение.

После этого Даниил показал ребятам документальный сюжет про бездомных собак. Уже после просмотра он поинтересовался у детей, каково их отношение к этой проблеме. Большинство признались, что им жалко собак и во всем виноваты люди, которые бросают «братьев наших меньших» на произвол судьбы.

Даниил пояснил: главная задача журналиста – представить объективный взгляд на ту или иную проблему. Что значит объективность? С помощью учителя ребята нашли ответ на этот вопрос: объективность – это всестороннее освещение темы.

Не случайно в фильме представлены точки зрения разных экспертов: автор фильма дал возможность высказаться как противникам усыпления бродячих животных, так и тем, кто старается их спасти, создавая приюты.

По словам Даниила, на съемки 10-минутного фильма ушло три дня. За этот короткий промежуток времени съемочная группа побывала в пяти разных местах, опросив не только специалистов, но и простых прохожих на улице.

Искусство задавать вопросы

Следующая тема урока – это умение вести беседу, или интервью.

«Чтобы интервью получилось содержательным, нужно так составить вопросы, чтобы ответы на них не были однозначными – “да” или “нет”. Вы должны раскрутить собеседника на разговор, на откровенность и размышления на определенную тему», – подчеркнул Даниил.

И с этого момента началась практическая деятельность.

Ребятам предоставили возможность попробовать себя в роли сотрудников масс-медиа: интервьюеров, телеоператоров, радиожурналистов.

Саша и Максим вызвались выполнять обязанности операторов и заняли свои места у видеокамер, другие разделились на группы для составления вопросов.

В качестве интервьюируемого оказался Даниил Демичев, а вопросы ему задавал Филипп, который добровольно вызвался выполнить эту необычную для него миссию.

«Почему вы выбрали профессию журналиста? Какие книги вас вдохновляют? Как понять, удалась ваша работа или нет? Как вы преодолеваете неудачи в своей работе?». Пока Филипп задавал вопросы, телеоператоры управляли видеокамерами, увлеченно снимали интервью.

Некоторые ученики предпочли иной, интересный им формат – радиожурналистику. Например, Алена и Света разработали концепцию авторской радиопередачи и даже попробовали себя в качестве радиоведущих. Получилась веселая импровизация.

По завершению занятия горящие глаза ребят и их высказывания свидетельствовали о том, что этот урок для них прошел не зря.

Цель урока достигнута: ребята узнали о новой профессии – мультимедийный журналист, приобрели опыт работы в эфире, побывали в различных новых для себя ролях из разных областей журналистики.

Важно отметить, что для тех ребят, кто захочет глубже изучить профессию мультимедийного журналиста, представится возможность посещать профильный кружок.

На следующем занятии, 24 октября, планируется экскурсия в Мультимедиа Арт Музей для знакомства с искусством художественной фотографии и секретами фотожурналистики.

После этого, 31 октября, состоится практикум по фотосессиям и фоторепортажам. Это будет «Фотоохота» в Милютинском парке и на Чистопрудном бульваре.

Затем, 7 ноября, ребята будут работать в формате творческих мастерских в одном из зданий своей школы, расположенной в Трехсвятительском переулке.

Ученики смогут с помощью учителя обработать свои фотографии в различных графических редакторах и смонтировать видео в профессиональных программах на компьютерах.

По завершению модуля, 14 ноября, состоится «Фотобиеннале 2018 – Московская осень», на котором ученики представят свои творческие работы: художественные фотографии, фотосерии и фоторепортажи.

«Для детей такие занятия – это не только новые знания, умения и навыки в сфере искусства и мультимедиа, – считает Алла Пожарская. – Это возможность узнать о новых событиях, происходящих в мире искусства, новых профессиях, которые сегодня образуются на стыке технологий и наук, шанс самому стать участником арт-событий и приобрести позитивный художественный опыт. Все это очень важно для эстетического и личностного развития ребенка.

Надеюсь, встречи с интересными людьми – представителями разных профессий – помогут школьникам выбрать направление своей будущей деятельности. Кроме того, занятия “в ином формате” изменяют привычный ритм школьной жизни, наполняют жизнь ребенка радостью творчества, чувствами, которые жизненно необходимы для духовного становления растущего человека».



Новости





























































Поделиться