В гимназию мы попали вместе с участниками стажировки и экспертами Института проблем образовательной политики «Эврика», которым показывали лучшие образовательные практики Кировской области. Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка оказалась первой в списке посещений.
Заходишь – и с порога начинаешь ахать и охать.
Ну, во-первых, здание, в котором находится гимназия, 1906 года.
Монументальная лестница. Очень торжественная, важная.
Форточки на окнах – особенные: с одной стороны, все очень по-домашнему, уютные цветочки и шторки с кистями, с другой – все пропитано историей.
На сайте гимназии – список всех директоров, начиная с 1908 года – именно с этого времени в здании Дома союзов организованного пролетариата поселилась школа.
И шрифт, которым написаны названия и номера кабинетов, соответствует.
И вдруг – современное: роутеры для интернета под потолком (в школе есть вай-фай, правда, детям закрыт доступ к соцсетям и ютюбу), интерактивные доски в классах, мультимедийное расписание, на котором отсчитываются минуты и секунды до конца урока, – в классах, в столовой, в коридоре, в учительской.
Часы – фирменные с логотипом Вятской гимназии. Тетради, в которых пишут школьники, кстати, тоже.
В гимназии у ребят шесть часов английского в неделю – ну не зря же гимназия с углубленным изучением английского. Углубляются тут по полной. Есть теория и практика перевода, технический английский и гид-перевод.
А еще подростки смотрят на английском фильмы, а потом их обсуждают.
Своими глазами видели. Заглянули в один кабинет, а там темно, светится лишь экран, на котором Эркюль Пуаро ин нглиш расследует очередное преступление, и глаза детей.
«А еще у нас есть выборы королевы, – интригует директор, – в английской школе должна быть своя королева».
Конкурс, разумеется, проходит на английском языке, а в жюри – нет учителей из гимназии.
«Коррупционная составляющая исключена», – смеется Валерия Вологжанина. После выборов королева открывает все мероприятия, представляет интересы на большом совете гимназии (он создан по подобию – тада! правильно! – английского парламента и состоит из палат родителей, учителей и детей).
Но главное – учителя не имеют права поставить ей двойку – вот они, королевские привилегии!
Помимо английского, конечно, есть и погружения в другие предметы.
«Это наш кабинет искусства», – шепотом говорит директор, мы заглядываем одним глазком и идем дальше по коридорам.
«… кабинет биологии», – тут мы заходим тихонько, стараясь не мешать учебному процессу. Не кабинет – музей!
Любопытствовали не только мы – в окна гимназии заглядывает лучшая за последние годы желтая осень.
Кстати, учеба учебой, но помимо нее есть еще кое-что.
Например, в гимназии каждый год проходит прием у директора, которые называется «Открытие года». Это не показательная порка хулиганов и двоечников на ковре. И это вообще не про учебу. В номинации участвуют все – родители, дети, учителя – кто-то показал себя идеальным организатором, кто-то хорошим другом, кто-то обнаружил у себя талант художника.
После экскурсии по зданию педагоги рассказывают про серьезное.
Сейчас Вятская гуманитарная гимназия является одним из семи профильных ресурсных центров в Кировской области. После того, как регион стал одним из 20 пилотных по проекту повышения эффективности региональных систем управления образованием и пошел по пути передачи полномочий учредителя муниципальных образовательных организаций на региональный уровень, появились государственные опорные школы и профильные ресурсные центры.
Всего таких опорных центров в Кировской области семь, и каждый «закрывает» свое направление. Вятская гуманитарная гимназия – отвечает за литературу, русский и иностранные языки.
«Профильные центры не конкурируют друг с другом, а дополняют друг друга, у каждого – свои направления методической и консультативной помощи, курсы повышения квалификации, каждый по-своему готовит школьников к ОГЭ и ЕГЭ и работает с одаренными детьми», – уточнила директор гимназии.
Плюсы ресурсного центра, по мнению Вологжаниной, в том, что у педагогов стало меньше отчетности, быстрее принимаются решения, стали более прозрачны финансовые механизмы.
«Нас отпустили в самостоятельное плавание на том уровне доверия, которое было к нам», – объясняет она, для Министерства образования Кировской области это взаимодействие тоже полезно, потому что они наконец слышат то, что считают и думают директора школ, нет испорченного телефона».
Но главная задача ресурсного центра – обеспечить возможность профильного обучения для детей вне зависимости от места проживания.
«Если это дети из кировских школ, они приходят к нам, и мы заключаем договор сетевого взаимодействия. А школы, в которых они учатся постоянно, засчитывают результаты, полученные у нас в гимназии», – рассказывает Валерия Вологжанина.
Пока работает только очный формат, но в планах – дистанционный, чтобы дети, которым далеко и сложно добираться до гимназии, смогли бы получать знания, сидя дома за компьютером.
Дальше звучат слова, которые неожиданно ласкают слух: «педагогические», «методические», «апробация», «профессиональная среда», «рефлективная деятельность», «масштабирование опыта». Ласкают потому, что у педагогов гимназии огонь в глазах и сумасшедший педагогический драйв – они активно жестикулируют, защищают свое, знают, о чем говорят, «болеют» работой.
И у этой работы есть результат – он в детях.
Его, конечно, можно увидеть в цифрах. Например, 50% школьников гимназии на ЕГЭ набирают 90 и выше баллов, а из 73 выпускников 2018 года 70 поступили в вузы!
А можно – даже на фотографиях лучших выпускников на стенах в коридорах школы.
Но сначала вспомните фотографии, которые делали и делают до сих пор во многих школах для классных альбомов. Там – дети и учителя – каждый по отдельности на кричаще-бирюзовом фоне (как и фотографии депутатов Госдумы), со щуренными глазами, скованные, с натянутыми улыбками и наутюженными белыми рубашечками – все как под копирку.
А вот – дети Вятской гимназии.
Тут харизма, свобода, другой дух – и дети такие.