Проект «Лаборатории путешествий» #директорВпоход – это возможность директорам образовательных учреждений обновить, дополнить имеющийся опыт руководства и отчасти передать его ученикам во время спроецированного многодневного путешествия.
Поезд
Поезд до Армавира едет 24 часа. Что может успеть обычный человек? Посмотреть в окошко, помечтать, несколько раз поесть и поспать. Но это точно не про наших ребят.
Каждая команда научилась вязать узлы, без которых турист в походе как без рук, разобралась в топографических знаках, прошла тест на определение индивидуальных качеств: кто-то с удивлением раскрыл в себе способность к мотивации товарищей, кто-то осознал, что он хороший аналитик или реализатор, а кто-то – прирожденный координатор или контролер.
Все упражнения вместе с ребятами проходили директора: открывали что-то новое – как в себе, так и в учениках, удивлялись, шутили и, конечно, попросту много болтали с ребятами, потому что в школе времени на душевный разговор совсем не хватает.
А в лагере тут и там слышны шушуканья между директорами и учениками:
– Ну как тебе? Не сложно?
– Хоть утром вылезать из спальника неохота, но мне очень нравится!
А это только начало!
Лагерь
Первый полноценный день в лагере был настолько насыщенным, что вечером, во время традиционной вечерней «свечки», когда у костра команда подводит итоги и делится впечатлениями, сами ребята удивлялись, что утренние мероприятия случились сегодня же: складывалось ощущение, что пролетело как минимум три дня!
Кроме необходимой подготовки к походу, во время которой группы получили снаряжение, продукты и сделали раскладку приемов пищи, все команды постигали основные туристские мудрости: как ставить палатку, разводить костер и натягивать тент.
Конечно же, не обошлось без упражнений «Веревочного курса», направленных на сплочение участников: на этот раз ребята играли в настольную игру, где учились расходовать столь важный ресурс, как вода – этот навык еще пригодится им в походе.
Также упражнялись в логической игре «Калах»: посреди футбольного поля разрабатывали стратегию и пытались тактически обыграть соперника – выудить из шести котелков напротив банки с кукурузой и тушенкой, не потеряв собственные, – захватывающее зрелище.
Всё в тот же день прослушали лекцию о знакомстве с маршрутом, особенностях Кавказского заповедника, животных и растениях, истории края. Насладились теплым душем, периодически посещали столовую, чтобы слопать вкусный завтрак/обед/полдник/ужин.
А уже вечером, когда все дела были закончены, для всего лагеря прошло увлекательное мероприятие «Правильный вопрос»: каждой команде предстояло узнать тот или иной факт у директоров, которые дожидались интервьюеров в разных уголках лагеря, а после записать ответ на большом плакате.
Когда эти условия были выполнены и все собрались вместе, итогами интервью стали словесные портреты, а команды голосовали за того руководителя школы, кого, по ее мнению, только что описал ведущий.
«Вы удивляетесь, а у директора московской школы так проходит каждый день, плюс сумасшедшая логистика большого города, – делился опытом с ребятами, сидя у костра, директор 444-й школы Павел Северинец. – Представьте, что нам пришлось бы этот день еще и распланировать, а не просто следовать заданному графику». Именно это ребятам предстоит в походе, где инструктора будут лишь сопровождать и поддерживать, а каждый член команды узнает на практике, каково быть руководителем.
Не стоит забывать, что ребенок в походе имеет постоянную должность.
- Завпит отвечает за все приемы пищи, раскладку продуктов и распределение по дням.
- В ведении завхоза все снаряжение: палатки и каны, поварешки и топор с пилой, сковорода и костровой тросик – за целостность и сохранность отвечает именно он.
- Хронометрист фиксирует время утреннего подъема, выхода на маршрут, интервал привалов-переходов, набор высоты, ключевые точки маршрута.
- На фотографе, медике, ремонтнике и картографе лежит не меньшая ответственность. Каждый при деле, при этом еще иногда дежурный и руководитель!
Кажется, голова может пойти кругом от стольких дел.
Но рядом есть директор, который как раз и призван в этот поход, чтобы научить совсем юных участников правильно распределять нагрузку, силы, время и ничего не оставлять без внимания и ответственности.
Отправились в поход
Встать пораньше, чтобы собрать свой рюкзак, не забыть сложить палатку, помочь соседу, позавтракать, сфотографироваться и отправиться в путешествие! По такому плану действовали команды в день отправления в поход.
Теперь начинается самое интересное: ребята с директорами и инструкторами выходят на маршрут.
Еще в лагере, на утренней лекции по технике безопасности, руководители каждой пятерки (именно на пятерки делится целая команда, с ней идет один инструктор, а директор ежедневно выбирает, к кому присоединиться) получили координаты стоянки, на которой по плану группа должна будет встретиться ближе к вечеру.
Так что теперь, когда в руках есть карта, компас и цель определена, можно смело шагать вперед!
В походе
В один из ходовых дней мы побывали в гостях у команд 892-й и 329-й школы. Ребята еще вечером стали на ночевку возле пещеры Зубащенко, куда утром перед началом маршрута провели радиальный выход. Но мы попали на самый приятный момент – завтрак! На костре под внимательным взором дежурного кипела каша и заваривался чай.
В это время сворачивались палатки, укладывались рюкзаки, собиралось снаряжение – казалось, вся работа выполняется сама собой, но на самом деле за этим кроется четкое распределение обязанностей руководителями из числа детей и внутренняя ответственность каждого члена команды.
Как заметил директор школы № 892 Юрий Вержбицкий:
«В Москве все звучало как идеальная сказка, когда дети должны встать во главе ситуации, решать все самостоятельно, а в походе оказалось, что все получается еще лучше».
Впечатления
Уже в лагере Наталья Зуева, директор школы № 1637, заметила: «Как-то после турслета, куда я поехала с учителями, я зареклась: больше никаких палаток. И вот где я теперь? В лагере, вернулась из похода. Будем готовиться к Карелии».
Юрий Вержбицкий: «Ярослав, чемпион мира по боевому самбо, стал для нашей команды настоящим тренером, ведущим всех вперед. Пробежаться по горам – пожалуйста, подхватить чей-то рюкзак – очень легко. А я только старался поспевать, стремление ребят для меня большой стимул.
Именно в походе мы осознали, кто и чем может помочь друг другу, в чем каждый из нас может быть полезен. Поняли важную вещь: один человек со всем не справится – только вместе можно добиться успеха.
И только тут, в горах, я понял, что 800 или даже 400 метров вверх – это очень много, иногда даже невозможно много, чтобы преодолеть».