Ну, конечно, школа – авторитарная структура; ну, конечно, если целью является заучивание неблизкого ребёнку (часто и взрослому) и не требующегося в дальнейшем (что, при честном взгляде на свою жизнь, могут рассказать родители), то и повиновение и дисциплина становятся важнейшими средствами. Лучше всего об этом описано в «Очерках бурсы» Помяловского. Неплохо во множественных воспоминаниях в будущем известных людей; причём известных не в тех сферах, в которые их погружало школьное обучение. И это тоже важно (если мы начали с честности): эти средства обучения необходимы, но при этом эффективность их крайне низка – такой парадокс.
Когда повиновение и твёрдая дисциплина на уроке (говорить по очереди, смотреть на доску, не вскакивать…) не только не нужна, а может мешать обучению?
В том случае, например, если целью становится развитие мышления. Когда человек действительно мыслит, когда он решает задачу и вдруг обнаруживает кажущуюся прорывной версию, когда видит ошибку в самом начале рассуждения другого (а задача важная! а хочется найти решение правильное), то он перебивает, он вскакивает, он говорит торопясь, он голым выскакивает из ванной, бежит по Сиракузам и кричит: «Эврика!!!».
И если школа пишет, что главное – повиновение, дисциплина, законы и ограничения, то она предупреждает родителей: развивайте мышление ребёнка сами; у нас будет заучивание правил; у нас успешным в понимании предмета будет тот, в кого дома вложатся сами родители. Это, как минимум, честно.
Но есть более сложная проблема.
Существует иллюзия, что если человек будет жить в мире ограничений, норм, правил, регламентов, то ему, во-первых, легче будет встроиться в жизнь, а, во-вторых, он научится понимать других людей, так как не будет влезать на их территорию со своей индивидуальностью. Логическая ошибка в том, что в этой ситуации нельзя в любом случае нарушить чужую индивидуальность, так как её не существует; соответственно и человеческой жизнью такое существование не является, а всего лишь функционированием гуманоидов.
Индивидуальность – это не то, что даётся от природы. Индивидуальность – это то, что завоёвывается в боях за неё, это то, что формируется в процессе соприкосновения с другими индивидуальностями.
Не бывает такого, что мы живёт в одной ситуации, чтобы потом стало легче жить в противоположной. Сейчас, мол, мы всячески учимся себя ограничивать, чтобы потом раскрепощённые, свободные, творческие, встречаясь с другими такими же, не наступали им на пятки. Но Коперник наступал на пятки; Суворов ещё как наступал, не говоря уже о Достоевском, Прокофьеве и Королёве. Причём, наступали они не только на некую серую массу, а друг на друга: людей с разными взглядами на науку, искусство и военное дело. И Верди спорил с Вагнером, а Эйнштейн с Бором; и друг без друга они не создали бы ничего. Как там говорил император французов: «Опереться можно только на то, что сопротивляется».
Чтобы понять, что люди разные, нужно сначала эту разницу породить, предъявить, и тогда уже можно научиться её учитывать при реализации своего потенциала.
А если всех погрузить в единообразную среду нормативов и регламентов, то эта разница скрывается и уничтожается. И легче будет жить не людям, а тем, кто ими захочет управлять, потому что людьми управлять трудно, а роботами, действующими по своим трём законам робототехники – легко.