ФГОС // Комментарий эксперта

«Любые программы воспитания бессмысленны и безопасны»

Для того чтобы программа воспитания была действительно профессиональной и эффективной, она должна хорошо описывать: 1) методы, с помощью которых можно точно достичь заявленных целей; 2) средства отслеживания результата.

«Любые программы воспитания бессмысленны и безопасны»
Иллюстрация: newyorker.com

То есть не просто описывать методы («если мы проведем такое мероприятие, то воспитаем доброту и честность»), а четко обосновать, что именно организация такого рода деятельности приведет к формированию определенных нравственных качеств. За всю историю педагогики по сегодняшний день у нас практически нет никаких программ, в которых действительно были бы описаны эффективные методы воспитания, обеспечивающие заданный результат. И совсем отсутствуют средства отслеживания, диагностики эффектов воспитания, доказывающих, например, что благодаря нашим воздействиям ребёнок действительно стал честным. Поэтому весь разговор о воспитании и воспитательных программах превращается в красивые слова либо в идеологию. Как правило, за красивыми словами нет чёткой научной базы, сюда всегда стремится проползти идеология.

И в этом отношении любые программы воспитания бессмысленны и безопасны.

Бессмысленны, потому что это будет трата времени с бездоказательным результатом, а безопасны, потому что они все превратятся в слова и отчёты, сады напишут формально отчёты и будут заниматься тем, чем они занимались всегда. Поэтому весь этот разговор, вся эта шумиха, которая идёт вокруг примерной рабочей программы воспитания для детских садов, с одной стороны, печальна, потому что это трата времени, а, с другой стороны, несущественна, поскольку рабочая программа – это формальность, и понятно, что эту формальность все обойдут и спокойно справятся с этой проблемой, немножко потрепав нервы себе в самом начале.



Новости





























































Поделиться