Хроника происшествий // Комментарий эксперта

Будущее – за постоянным диалогом

Эмоциональная и психологическая напряженность в регионе из-за случившегося школе № 5 в Улан-Удэ зашкаливает. Власти, компетентные органы и граждане анализируют причины и необходимые меры, чтобы это не повторилось. Среди них можно выделить: правовые, инфраструктурные, организационные и мало смысловых (содержательных).

Будущее – за постоянным диалогом
Фото: novostivolgograda.ru

Спасет ли нас пропускная система и охрана (пожарная, физическая, электронная и др.)?

Думаю, что она лишь снизит количество пострадавших в случае подобных трагедий. Ведь сегодня в школу кроме топора могут принести и использовать электрошокеры, газовые баллончики, оружие и другое. Доступны не только информация, но и средства для угрозы жизни и здоровья людей.

Помогут ли нам в школе психологи?

Один психолог на 1000 человек сможет проводить лишь стандартные мониторинги, тренинги и индивидуальную работу по запросам, если этот механизм отлажен. Работать с детьми группы риска сложно. Родители с низкой социальной ответственностью на контакт идут плохо. А психолог по существующим нормам может работать только с согласия законных представителей. В этой ситуации все мы – администрация, педагоги, родители – должны и можем быть психологами. И дело даже не в том, что будем владеть психологическими навыками и приемами. Доверие – главный показатель эмоциональной стабильности. Возможность находить интересы для совместной деятельности, где каждый имеет свою значимую роль. А это особый уклад жизни, который надо взрослым (педагогам и родителям) организовать, обустроить. Найти время для диалога с детьми, в том числе обсуждения проблем и детей, и взрослых. А вот времени и пространства в школе зачастую нет. И здесь хотелось бы обозначить следующую проблематику – нагрузка педагогов.

Есть ли в школе место и время для воспитательной работы?

Заработная плата на ставку учителя не соответствует средней зарплате по экономике регионов, она рассчитывается на физическое лицо. Прожить на эту зарплату сложно. Вот и берут учителя нагрузку 1,5 ставки и больше. Администрация не против, педагогов не хватает. Отвел уставший учитель уроки, а он еще и классный руководитель за 1500 рублей в месяц. И даже план воспитательной работы написал. А как его выполнить? Закончилась одна смена, началась вторая. Все кабинеты и помещения заняты, расписание плотное. Где встретиться педагогу с учениками: пообщаться, подготовиться к мероприятию, оформить проект? Конечно, есть и другие формы работы и внешние пространства: театры, природа, предприятия и др. Но организовать выезд с учетом новых требований к перевозкам и обеспечению безопасности детей стало сложнее. Надо не позднее чем за 20 дней начинать заниматься документами. Поэтому количество внеурочных форм за пределами школы также снижается.

Что получается? В школе мест не хватает, за пределами надо соблюдать жесткие меры безопасности и нести ответственность. Перестают работать не только старые формы воспитания, но и обучения. А значит, для формирования личностных результатов надо искать другие формы работы и отвечать на вызовы времени. А это уже системные вопросы.

Какие изменения могут сделать школу востребованной и результативной, комфортной и безопасной?

Это тема для диалога и дополнительных предложений.

Важно понимать, что для разных детей актуальны разные образовательные области и результаты. Мотивированность и успех, оцененный прежде всего самим учеником, приводит к эмоциональному удовлетворению. Вместе с тем необходимо учить детей решать проблемы, возникшие в ходе разных жизненных ситуаций, в том числе и учебных. И это важный момент в формировании стрессоустойчивости.

Стирание граней между общим и дополнительным образованием. «Провозглашенные» 10 часов внеурочной деятельности не финансируются и не работают. Необходимо учебный план в части формируемого участниками образовательного процесса увеличить в часах, профинансировать и дать возможность заниматься дополнительным образованием по интересам, и не только в стенах школы. Но здесь все упирается в проблему «движения финансового норматива за учеником». Мы много об этом говорили, но до сих пор механизм не отработан.

Сегодня в школах из-за двухсменного обучения большого количества учащихся в классах, большой нагрузки учителей, отсутствия опыта нет возможности качественно работать с «особыми» детьми: одаренными, гиперактивными, инвалидами, с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и другими. А это вызывает неудовлетворенность, агрессию самих детей и их родителей. А порой приводит к трагическим событиям.

Образовательные результаты учащихся не соответствуют будущему миру, развитию технологий и науки, вытесняют многие профессии. Поэтому школе необходимо сегодня не только быть носителем предметных знаний (это может сделать электронный учебник), но и научить педагогов использованию технологий формирования новых компетентностей и умению встраиваться в новые тренды. Это позволит выпускникам быть мобильными, обеспечить организацию «самозанятости» на рынке труда, повысит качество жизни, снизит эмоциональную напряженность. Этот список изменений можно продолжать и обсуждать.

Так виновата ли во всем школа?

Надо отметить, что по сравнению с началом 2000-х годов активность родителей в государственно-общественном управлении снизилась. А ведь их вовлеченность – одно из основных условий достижения новых результатов.

Школа никогда не заменит роли родителей в воспитании детей. Но школа может помочь родителям понять, что может произойти, если самые близкие люди не будут иметь своe важное место в жизни ребeнка. Воспитание должно стать общей задачей семьи и педагогов, с пониманием и ощущением, что государству и обществу эти смыслы и ценности важны.

Как управлять изменениями?

Школа должна быть открыта (сайты, общественная оценка качества образования и другое). А по факту на сегодняшний день ужесточаются требования и взаимоотношения по горизонтали.

Инновационный период реализации Федеральных государственных программ «Наша новая школа» и «Комплексный проект модернизации образования» позволил не только улучшить материальную базу школы, но и вовлечь многих участников образовательного процесса в совместную деятельность. Развивались новые технологии, сетевые программы, стажировочные площадки, и сейчас результаты этого периода налицо. Была свобода выбора для школы, был принят рамочный закон «Об образовании РФ». Но не было столько громких и частых трагических событий в школах.

Сегодня не надо искать и делать виноватыми отдельных лиц по трагедии, которая случилась в школе № 5 города Улан-Удэ. Это происходит и может произойти не только в образовательном учреждении, но и в коридорах власти, театрах, торговых центрах и т.д. Надо вести постоянный диалог о современных вызовах и путях решения проблем. Но в этих диалогах должны принимать участие не только представители власти, но и старшеклассники, педагоги, родители, эксперты, гражданские институты и все заинтересованные люди.

Будущее – за постоянным диалогом и проектным управлением.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться