Хроника происшествий // Комментарий эксперта

Школа как зеркало общественных проблем

Родители, в поте лица зарабатывающие на жизнь, рассчитывают, что воспитанием их детей займется школа. Учитель с мизерной зарплатой и тридцатью детьми в классе справедливо считает, что ребенком занимаются родители. В итоге дети «воспитываются» роликами в соцсетях и общением с такими же ровесниками

– Перед современной школой стоит множество проблем, требующих незамедлительного решения. И такие события, как трагедия в Ивантеевке, могут повториться в любое время и в любом другом регионе России. Дело в том, что школа является отражением нашего общества. Дети не появляются в ней с других планет, а приходят из семей, впитывая в себя морально-этические и поведенческие установки своих родителей и другого ближайшего окружения. Поэтому, все те социальные пороки, которыми пронизано современное общество, начиная от наркомании и алкоголизма и заканчивая агрессией, культом силы и денег, проявляются и в школе. Много говорят о том, что на современных подростков пагубное влияние оказывает Интернет. Однако самое прискорбное в том, что не Интернет и не дурное влияние уличных компаний виноваты в тех трудностях, с которыми сталкивается современная школа. Можно выделить несколько ключевых проблем современной российской, да и не только российской, школы.

Во-первых, это снижение качества педагогических кадров и качества их работы с учениками. Хороших педагогов много, но особенности их труда, оплаты труда, взаимоотношений с администрацией учебных заведений часто демотивируют даже «прирожденных» учителей и воспитателей. С другой стороны, в школы приходит много случайных людей. Особенно это относится к обычным районным и поселковым школам, в которых на учительскую должность готовы принять любого человека, подходящего по формальным критериям, только бы закрыть вакансию. Это обстоятельство рождает серьезнейшую проблему падения авторитета педагога в глазах учеников.

Во-вторых, в современной школе очень слабо поставлена работа с трудными подростками. Начнем с того, что никто не берется всерьез решать их проблемы, не пытается на серьезном уровне работать с их семьями. В результате школа представляет собой некую мозаику, в которой представлены и дети из благополучных семей, и дети из маргинальных слоев общества. Естественно, что социальная и, что еще важнее, культурная дифференциация и поляризация современных учащихся далеко не в лучшую сторону сказываются на обстановке в современной школе.

В-третьих, отсутствует реальная работа с подростками на уровне молодежных организаций. В советское время существовали комсомол, пионерия, и работа с детьми и подростками на этом уровне велась активно, пусть и несколько своеобразно, и не без дефектов, но она приносила свои позитивные результаты. Сейчас реальные, а не «бумажные», молодежные организации фактически отсутствуют. По крайней мере в большинстве школ и других учебных заведений они никак не проявляют себя на повседневном уровне, не влияют на поведение детей и подростков, не участвуют в формировании их мировоззрения и поведенческих установок.

С другой стороны, перекладывать на школу всю полноту ответственности за поведение учащихся также нельзя. Дети и подростки в современной России формируют свои ценности и векторы поведения в семье. Именно семья сегодня несет всю полноту ответственности за то, кем вырастает ребенок. Но у многих родителей на воспитание просто нет времени – они заняты зарабатыванием денег. Значительное количество современных родителей, а мы вспомним, что это «дети девяностых», сами росли в непростой ситуации и просто не имеют представлений о том, как надо правильно воспитывать детей. Педагогическая и психологическая неграмотность присуща очень многим российским семьям. Конечно, свою роль играет и Интернет. «Группы смерти», агрессивные субкультуры типа «А.У.Е.», о которых неоднократно сообщала российская пресса, - все это далеко не лучшим образом отражается на облике российских подростков и школы в целом. Родители, в поте лица

зарабатывающие на жизнь, рассчитывают, что воспитанием их детей займется школа. Учитель с мизерной зарплатой и тридцатью детьми в классе справедливо считает, что ребенком занимаются родители. В итоге дети «воспитываются» роликами в соцсетях и общением с такими же ровесниками. Мы знаем, о чем часть этих роликов - издевательства над животными и людьми.

Вот и получаем то, что получаем. Пионеров-героев, как ролевой модели нет. Зато в качестве такой модели выступают «герои соцсетей».

Кроме того, мы имеем и еще одну серьезнейшую проблему современного мира, а не только России. Это рост атомизации социума, заключающийся в распаде социальных связей, в утрате традиционных представлений о желаемом и не желаемом поведении мужчины и женщины, юноши и девушки, подростка, ребенка, учителя, представителя органов власти. Нарастает оторванность индивидов друг от друга, люди чувствуют себя одинокими, начинают очень болезненно переживать любые процессы и события. Подростки, в силу их возрастных особенностей, воспринимают одиночество особенно тонко. Более того, особенности взаимодействия детей таковы, что травля или неприятие носят крайне жестокий характер. К сожалению, эта проблема имеет глобальный, цивилизационный характер и ее не решить административными методами.



Новости





























































Поделиться