Рецензия на урок // Тема дня

Кто вращает Землю вокруг Солнца?

Буду честной – в школе с физикой дела мои обстояли плохо. И дело вовсе не в знаниях: однажды из всего нашего класса на городскую олимпиаду прошли только я да девочка из углубления. Просто сами уроки казались мне удручающе скучными, что выглядело парадоксальным – ведь вещи в теории рассказывались невероятно интересные.

Кто вращает Землю вокруг Солнца?
Фото Алины Зражаевой

И потому, перед тем как войти в класс Ларисы Ивановны Рувинской, учителя физики школы № 1576, я волновалась – о чем же я буду писать, если уроки по этому предмету настолько скучные?

Занятие традиционно началось с повторения пройденного материала:

– Большая тема как называлась? Механическое движение. Вспоминаем: что это?

Я уже готова была взяться за фотоаппарат и отвлечься, как прозвучал вопрос:

– Как мы можем, допустим, незрячему человеку объяснить, что такое движение?

– Это… Изменение положения тела в пространстве.

– Так. Изменение положения тела в пространстве…?

– За время!

– За время! Хорошо.

Когда дело доходит до видов движения – равноускоренного и равномерного – Лариса Ивановна просит ученицу назвать их отличия. Девочка задумывается и смущенно спрашивает:

– Просто правило?

– Просто правило, – мягко отвечает Лариса Ивановна, – своими словами.

После этого возникает более каверзный вопрос:

– Земля вращается вокруг Солнца. А почему она так двигается?

И пока я сама думаю над ответом, со всех сторон раздается множество версий и гипотез, словно мы оказались на «Что? Где? Когда?».

– Подскажите нам чуть-чуть! – раздается мольба с задней парты.

– Хорошо, подскажу. Чуть-чуть! Если не получается пойти по прямой, пойдем в обход.

Лариса Ивановна приводит в пример то, как рассуждали над этой задачкой ученые в древности. Она подтверждает свой рассказ мячиком, подбрасывая его в воздух. Дети задумываются:

– Но в космосе гравитации нет!

– Гравитация есть везде! – парирует Лариса Ивановна. – Но мы еще дойдем до гравитации, давайте будем осваивать мир постепенно. То, что мы не обнаруживаем гравитацию, не говорит о том, что ее нет. Просто нужно уметь увидеть. Есть очень много во Вселенной того, что нужно уметь увидеть.

Простые и доходчивые объяснения Лариса Ивановна ловко дополняет фактами из философии, историческими справками, именами Аристотеля и Галилео Галилея. К вопросу о механизмах, что заставляют вращаться и двигаться предметы, она предлагает подойти с точки зрения итальянского ученого и подумать над тем, почему предметы останавливаются. Для наглядности на столе располагается небольшая стойка с горкой, которую можно делать выше и ниже, а также каретка, которую скатывает с той самой горки Лариса Ивановна.

– Скатилась каретка. А почему она остановилась? И как мы можем сделать так, чтобы каретка проехала чуть дальше?

Начинается настоящий эксперимент: на протяжении следующих пятнадцати минут дети вместе с учительницей пробуют претворить в жизнь все возможные и невозможные версии. В один момент Лариса Ивановна берет в руки бутылку и одним движением разливает воду по столу.

– Ого-о-о! – раздается по всему классу, и дети замирают во взволнованном ожидании. Каретка скатывается с горки и проносится по мокрому покрытию стола на значительное расстояние.

– Что еще мы можем попробовать?

Предложения поступают самые разные: опустить горку ниже, другие предлагают обратное, кто-то – положить валик на стол, чтобы изменить поверхность скольжения. Каждая попытка фиксируется отметкой маркера. Опыт превращается в нечто вроде гонки. Один из мальчиков нерешительно произносит свою идею, но замолкает на середине фразы.

– Ну, говори! – подбадривает его Лариса Ивановна.

Мальчик стесняется – видно, как он ловит себя на мысли, что, возможно, сказал глупость.

– Ну говори, говори!

– …Может, налить еще и на другую часть стола?

– Нальем еще и на другую часть стола! – призывно говорит она и вновь берет бутылку в руки. Стол залит водой целиком. Класс ликует. Дети не могут удержаться, встают с парт, подходят ближе к столу и напряженно наблюдают за каждым спуском.

Любопытно, что ожидаемо шумные семиклассники болтают лишь в те доли секунд, когда Лариса Ивановна готовит эксперимент. Как только экспериментальная установка готова к запуску, все внимание обращается к изучению физики. Да, на уроке будут и определения из учебника, и правила. Но какая наука без них обходится? Дети послушно открывают тетради и записывают под диктовку.

– ИнЕрция. Через «е».

Сразу после теории Лариса Ивановна обращается к детям с практическим вопросом:

– Вспомните: когда в повседневной жизни, до появления в вашей жизни физики, вы наблюдали проявление инерции?

– Аквапарк!

– Саночки!

– Горка!

– Салочки!

После звонка я пытаюсь пробиться к Ларисе Ивановне, чтобы поблагодарить за возможность попасть на урок, но это оказывается задачей не из легких – ее буквально окружает толпа вопросов. Одна из девочек остается под невообразимым впечатлением от обсуждений размеров космоса. Она едва сдерживает восторг и громко восклицает:

– Лариса Ивановна, я даже не понимаю, вокруг чего вращается галактика!

– Мы еще дорастем до этого, дорастем, – успокаивает ее Лариса Ивановна.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться