И потому, перед тем как войти в класс Ларисы Ивановны Рувинской, учителя физики школы № 1576, я волновалась – о чем же я буду писать, если уроки по этому предмету настолько скучные?
Занятие традиционно началось с повторения пройденного материала:
– Большая тема как называлась? Механическое движение. Вспоминаем: что это?
Я уже готова была взяться за фотоаппарат и отвлечься, как прозвучал вопрос:
– Как мы можем, допустим, незрячему человеку объяснить, что такое движение?
– Это… Изменение положения тела в пространстве.
– Так. Изменение положения тела в пространстве…?
– За время!
– За время! Хорошо.
Когда дело доходит до видов движения – равноускоренного и равномерного – Лариса Ивановна просит ученицу назвать их отличия. Девочка задумывается и смущенно спрашивает:
– Просто правило?
– Просто правило, – мягко отвечает Лариса Ивановна, – своими словами.
После этого возникает более каверзный вопрос:
– Земля вращается вокруг Солнца. А почему она так двигается?
И пока я сама думаю над ответом, со всех сторон раздается множество версий и гипотез, словно мы оказались на «Что? Где? Когда?».
– Подскажите нам чуть-чуть! – раздается мольба с задней парты.
– Хорошо, подскажу. Чуть-чуть! Если не получается пойти по прямой, пойдем в обход.
Лариса Ивановна приводит в пример то, как рассуждали над этой задачкой ученые в древности. Она подтверждает свой рассказ мячиком, подбрасывая его в воздух. Дети задумываются:
– Но в космосе гравитации нет!
– Гравитация есть везде! – парирует Лариса Ивановна. – Но мы еще дойдем до гравитации, давайте будем осваивать мир постепенно. То, что мы не обнаруживаем гравитацию, не говорит о том, что ее нет. Просто нужно уметь увидеть. Есть очень много во Вселенной того, что нужно уметь увидеть.
Простые и доходчивые объяснения Лариса Ивановна ловко дополняет фактами из философии, историческими справками, именами Аристотеля и Галилео Галилея. К вопросу о механизмах, что заставляют вращаться и двигаться предметы, она предлагает подойти с точки зрения итальянского ученого и подумать над тем, почему предметы останавливаются. Для наглядности на столе располагается небольшая стойка с горкой, которую можно делать выше и ниже, а также каретка, которую скатывает с той самой горки Лариса Ивановна.
– Скатилась каретка. А почему она остановилась? И как мы можем сделать так, чтобы каретка проехала чуть дальше?
Начинается настоящий эксперимент: на протяжении следующих пятнадцати минут дети вместе с учительницей пробуют претворить в жизнь все возможные и невозможные версии. В один момент Лариса Ивановна берет в руки бутылку и одним движением разливает воду по столу.
– Ого-о-о! – раздается по всему классу, и дети замирают во взволнованном ожидании. Каретка скатывается с горки и проносится по мокрому покрытию стола на значительное расстояние.
– Что еще мы можем попробовать?
Предложения поступают самые разные: опустить горку ниже, другие предлагают обратное, кто-то – положить валик на стол, чтобы изменить поверхность скольжения. Каждая попытка фиксируется отметкой маркера. Опыт превращается в нечто вроде гонки. Один из мальчиков нерешительно произносит свою идею, но замолкает на середине фразы.
– Ну, говори! – подбадривает его Лариса Ивановна.
Мальчик стесняется – видно, как он ловит себя на мысли, что, возможно, сказал глупость.
– Ну говори, говори!
– …Может, налить еще и на другую часть стола?
– Нальем еще и на другую часть стола! – призывно говорит она и вновь берет бутылку в руки. Стол залит водой целиком. Класс ликует. Дети не могут удержаться, встают с парт, подходят ближе к столу и напряженно наблюдают за каждым спуском.
Любопытно, что ожидаемо шумные семиклассники болтают лишь в те доли секунд, когда Лариса Ивановна готовит эксперимент. Как только экспериментальная установка готова к запуску, все внимание обращается к изучению физики. Да, на уроке будут и определения из учебника, и правила. Но какая наука без них обходится? Дети послушно открывают тетради и записывают под диктовку.
– ИнЕрция. Через «е».
Сразу после теории Лариса Ивановна обращается к детям с практическим вопросом:
– Вспомните: когда в повседневной жизни, до появления в вашей жизни физики, вы наблюдали проявление инерции?
– Аквапарк!
– Саночки!
– Горка!
– Салочки!
После звонка я пытаюсь пробиться к Ларисе Ивановне, чтобы поблагодарить за возможность попасть на урок, но это оказывается задачей не из легких – ее буквально окружает толпа вопросов. Одна из девочек остается под невообразимым впечатлением от обсуждений размеров космоса. Она едва сдерживает восторг и громко восклицает:
– Лариса Ивановна, я даже не понимаю, вокруг чего вращается галактика!
– Мы еще дорастем до этого, дорастем, – успокаивает ее Лариса Ивановна.