Бывший министр финансов Алексей Кудрин по-новому сформулировал старую дилемму «пушки вместо масла», противопоставив повышение пенсионного возраста и развитие социальной сферы (образование, здравоохранение и культура). Пенсионный фонд России ответил, что у него деньги на пенсии есть в полном объеме, а Минтруд сказал, что проблемы нет: пенсии будут выплачиваться и расти. Но Кудрин говорил не о том, есть ли сейчас возможность платить пенсии, он указал на то, что на пенсии идет все больший трансферт в ПФР из федерального бюджета. Сейчас он достиг 3% ВВП. А поскольку общество стареет, и численность пенсионеров будет расти, то этот трансферт будет только увеличиваться, и произойдет это за счет сокращения других социальных расходов, в частности, на образование.
Если же повысить пенсионный возраст, то трансферт можно не наращивать, а пенсии не уменьшать. При этом предполагается, что пенсионный возраст будут повышать крайне медленно – на 3 месяца в год. Другими словами, если повышение пенсионного возраста начнется, например, в 2019 году, то только в 2023 году женщины будут уходить на пенсию с 56 лет, а мужчины – с 61 года. В целом же мужчины будут уходить на пенсию с 65 лет только с 2039 года.
Как пенсии и их рост связаны с расходами на образование и чего недоговаривает Алексей Леонидович?
Федеральный бюджет в основном финансирует высшее образование, расходы на школьное образование в нем все последние годы снижаются. Так, может, рост пенсионной нагрузки затронет только высшую школу?
Действительно, школы в России за редким исключением финансируются из муниципальных бюджетов, в которые региональные бюджеты направляют так называемые субвенции на выплату заработной платы учителям и осуществление учебных расходов. Федеральный бюджет формально здесь ни при чем. Однако большинство российских регионов – дотационные в большей или меньшей степени, поэтому из федерального бюджета им перечисляются средства (это также трансферт), чтобы эту дотационность уменьшить, или выдаются бюджетные кредиты. В противном случае регионы вынуждены брать дорогостоящие коммерческие кредиты. Многие субъекты Российской Федерации, чтобы выполнить майский указ по повышению средней заработной платы педагогических работников, а также других работников социальной сферы, залезли в долги, что усугубило их и без того нелегкое экономическое положение. Центр вмешался и стал замещать часть коммерческих кредитов бюджетными (значительно более дешевыми), чтобы как-то помочь регионам. Но если проблемы с пенсиями будут нарастать, то, естественно, возможности федерального бюджета по поддержке региональных бюджетов будут сокращаться, а следовательно, вполне может снизиться и бюджетное финансирование региональных систем образования.
Чего недоговаривает бывший глава Минфина? Он умалчивает о том, что такая ситуация будет следствием низкого экономического роста: если бы рост был выше, то денег могло бы хватить и на пенсии, и на образование. Это во-первых. Во-вторых, за кадром остается то немаловажное обстоятельство, что, если повышать пенсионный возраст, часть работающих пенсионеров все увеличивающийся, хотя и медленно, промежуток времени не будут получать одновременно зарплату и пенсию. А при падении доходов населения, которое продолжается уже 3 года и составляет более 11%, снижение доходов этой части работающих негативно отразится на покупательной способности людей, а это значит, что экономика и дальше не будет расти. Если же экономика не будет расти, то в ней не будут создаваться новые рабочие места, а старые останутся занятыми. Это может привести к росту молодежной безработицы, что вызовет дополнительные расходы и государства, и семей. Другими словами, вполне может оказаться, что отрицательные факторы, связанные с повышением пенсионного возраста, перевесят положительные.
Означает ли это, что пенсионный возраст в принципе не надо повышать? Думается, что он будет повышаться, поскольку, если человек дольше живет, то он сможет и захочет дольше работать. Только думается, что начинать надо не с повышения пенсионного возраста, а со структурных реформ в экономике, чтобы не пришлось делить все уменьшающийся бюджетный пирог. В этом случае и пенсии упадут, и образование не получит нужных ему для развития средств.