Затравленность и одновременно готовность отстаивать свою позицию до конца иголками торчат из парня еще острее, чем прическа (шикарный «ирокез» в стиле «приходи ко мне в пещеру – будем мамонтов пугать»), в которой было завучем усмотрено явное нарушение устава школы.
Впрочем, ее мнение разделяла, к счастью, лишь небольшая часть учителей. Многие с юмором и пониманием отнеслись к стремлению взрослеющего человека выделиться и привлечь к себе внимание таким экзотическим способом. В итоге от немногочисленной, но решительно настроенной части педагогов ученик получил ту реакцию, на которую и рассчитывал, потратив значительное количество геля и времени. Одна учительница даже отказалась пустить его на урок, попросив завуча «разобраться с безобразием», что та честно и довольно корректно исполнила, решив для надежности закрепить пройденный материал у директора.
Надо было выправлять ситуацию.
Попросил оставить «провинившегося» со мной наедине. Это чрезвычайно важно – я никогда не верил в классическое советское коллективное прорабатывание: возникает образ волчонка на псарне. Только один на один возможен честный диалог, настоящее понимание глубинных причин поступка человека.
С чего начать? Как разрешить конфликт подростка и учителя? Кого из них проще убедить пойти на компромисс?
Решение пришло само собой: я вдруг замечаю на его шее медальон с названием популярной рок-группы «Король и Шут». Это – ключ к разгадыванию ситуации: ирокез – не просто протест, а еще и выражение другой подростковой страсти – подражать известному человеку. Улыбаюсь и спрашиваю его о музыкальных пристрастиях (хотя ответ и очевиден), а потом и о любимых песнях этой группы. Так – совершенно естественно – у нас обоих происходит отказ от предопределенных ролей, навязываемых традицией, – директора, с упоением читающего нотацию, и провинившегося ученика. Все окончательно встает на свои места.
– А сам на гитаре играешь? – оказалось, владеет гитарой – и неплохо. Рассказал ему о своем скромном опыте игры на этом музыкальном инструменте. «Виновник» оттаивал на глазах. Мне показалось, что даже иглы «ирокеза» стали менее острыми. И только тогда вернулись к причине нашей встречи.
– Мне бы хотелось, чтобы ты решил самостоятельно. Я приму любое твое решение.
Далее следовал диалог о соотношении сценического образа и реальной личности. О месте и времени использования определенного стиля.
– Как ты думаешь, если участников «Короля и Шута», признав их музыкальные заслуги, пригласят в Кремль к президенту для вручения Государственной премии, то в какой одежде и прическах они придут?
– В строгих костюмах, – последовал ответ, удививший его самого.
– А если они в этих костюмах выйдут на сцену? – в ответ была улыбка от нелепости описанной ситуации.
Далее последовала попытка направить термоядерную подростковую энергию в мирное русло.
– А что если тебе собрать ребят и организовать свою непохожую ни на кого рок-группу?
На следующей перемене дверь решительно распахнулась, и на пороге появилась уже знакомая прическа, за которой виднелись силуэты еще трех подростков. Оказывается, они давно помышляли создать группу. Сели за стол переговоров. Составили проект с этапами, со сроками и ответственными исполнителями.
На следующий день парень пришел с обычной прической. Решил не оскорблять его благодарностью за то, что он на узком мостике школьного конфликта уступил дорогу выставившему его с урока учителю, т.к. это было бы демонстрацией того, что он выполнил мой приказ, а не принял решение сам. Он решение принял, теперь дело за мной. Нужно где-то за лето срочно найти целых 300 тыс. рублей на инструменты и преподавателя, который смог бы помочь на первом этапе становления группы. Средства были найдены. Группа существует до сих пор, хотя ребята уже «выпустились». Им на смену пришли другие. Весной и осенью проводим фестивали школьных рок-групп. Так всем на радость родилось новое направление работы школы.