За несколько секунд я успела сильно обидеться и на даму в форме, и на школьную съемочную группу, которая ждала у входа явно не меня. А на самого Илью Бронштейна, директора, успела даже рассердиться: ну договаривались же, какие такие делегации!
К счастью, разум включился быстро: форс-мажоры бывают у всех, а уж у руководителя такого огромного образовательного комплекса тем более. Что ж…
– Проходите! – слышу вдруг. Не теряя ни секунды, иду в кабинет директора.
Тут почти стерильно – чистый стол, строгий порядок на стеллажах, почти нет фотографий, статуэток, других «артефактов», которые я часто вижу в кабинетах у других директоров. Обычно они помогают понять, что за человек перед тобой, еще до первого рукопожатия. Сегодня помощников у меня мало. Может, это потому, что Илья Михайлович только год директорствует здесь, а может, так принято у современных молодых руководителей. Директору образовательного комплекса № 1468 вот-вот исполнится 34 года. Я всего на пару лет старше.
Распахивается дверь, влетает Илья Бронштейн, воодушевлен и энергичен.
– Ну что ж вы не позвонили вчера «сверить часы»! Видите, как бывает, делегация из Дагестана к нам, опытом делиться будем!
У нас в запасе чуть более получаса. «Будем общаться, пока не приедут». Такой подход мне нравится.
И хотя на полках чистота и воздух, кое-что «говорящее» о сегодняшнем герое у меня припасено. В век высоких технологий полкой с фотографиями часто служат странички в соцсетях. У Ильи Бронштейна как у современного молодого человека есть аккаунты почти во всех. Там и фотографии с учениками, и съемки разных официальных мероприятий, и семейные фото с женой и двумя дочками.
Фото из личного архива Ильи Бронштейна. С женой Светланой и дочками.
И еще вот это: «I never get angry. I am a professional». Я никогда не злюсь. Я профессионал.
Эта фраза одного из героев Жан-Клода Ван Дамма «висит» у Бронштейна в любимых цитатах на одной из личных страниц. Собственно, вот он – портрет директора. Или по крайней мере то, к чему он стремится.
– Один из моих любимых фильмов с Ван Даммом – «Трудная мишень». Это воспоминание о детстве, я тогда пересмотрел практически все его фильмы. До сих пор поднимает мне настроение, – рассказывает Илья Михайлович. Понимаете, что за человек передо мной, да? Быть профессионалом и управлять эмоциями – это здорово, но как?
– Сложно. Конечно, не получается не злиться, не принимать близко к сердцу какие-то события, не рефлексировать. Но многое приходит с опытом. Например, такая простая мысль, что нужно разделять «рабочие» эмоции и то, что несешь домой, в семью. Мы называем это эмоциональным интеллектом. Для профессионала уметь управлять своими эмоциями очень важно.
Вот так, никаких особых «практик» управления гневом, медитаций и тому подобного. Просто опыт. Которого у Ильи Бронштейна, несмотря на молодость, достаточно. Школа № 1468 – его третье место работы в качестве директора.
– Меня часто упрекают: вы менеджер, вы многого не знаете. Да все я знаю, – уверенно говорит он.
И я верю. Ведь директорский опыт у Бронштейна очень разный. Первая школа, куда он пришел руководить в 2011 году – маленькая, «домашняя» школа № 737 в районе «Филевский парк», зажатая между заброшенным Западным речным портом и заводом им. Хруничева. Досталась она Илье Михайловичу, мягко говоря, не в очень хорошем состоянии: разваленное здание, 11 (!) заместителей директора на 37 человек педколлектива и 437 учеников. Через три года школа превратилась в удобную для всех территорию. Два класса под открытым небом, многочисленные прогулочные площадки для детей разных возрастов, многофункциональная спортивная зона для волейбола-футбола-баскетбола. Полностью отремонтированное здание и один заместитель директора.
– Сейчас там почти 600 учеников – именно столько, на сколько и рассчитана школа, то есть ресурс используется на 100 процентов, – рассказывает Бронштейн. – Я счастлив, что в 737-й нам с коллегами удалось возродить теплую домашнюю атмосферу и сделать так, чтобы она работала на образовательный результат. Большое спасибо, что все это сохранили, что все продолжает работать по сей день. Вот такая работа в маленьком коллективе мне близка, я ее понимаю и стараюсь воссоздавать даже в рамках большого комплекса.
1371-я школа, куда Илья Михайлович пришел в 2014 году, как раз и была таким комплексом. «Идеальный образовательный комплекс, где все здания расположены очень компактно», – вспоминает сегодня он.
Под руководством Бронштейна школа стала самой востребованной школой района, много детей, колоссальное количество возможностей. Тут вам и профильное образование, и безграничное дополнительное образование: подготовка первоклассников по кембриджской системе, потрясающие танцевальные студии и даже клуб авиамоделирования, который до прошлого года был действующим чемпионом мира по технике моделирования воздушного боя!
Концертная программа «Директора школ - детям Москвы»
– Именно в школе № 1371 я научился работать с дополнительным образованием. Коллеги мне очень в этом помогли. Мы научились выбирать нужные программы, сильных педагогов и давать им возможность раскрываться в полной мере.
В школу № 1468 Илья Бронштейн принес все лучшее, что получил и узнал на предыдущих местах работы. Нынешняя школа раскинулась широко – 11 корпусов, включая детские сады. От одного края до другого 10 минут на машине. Как управлять такой «махиной»?
– Мы условно разделили ее на три территориальных кластера, – поясняет директор. – Север, юг и восток. В двух есть кураторы, которые помогают, третий кластер – мой, находится здесь, в Брошевском переулке.
Но эта территориальная «раскидистость» не должна волновать москвичей, которые ждут от школы качественного образования. «Если москвич хочет что-то от школы получить – он должен это получить, и желательно возле дома, такая установка у Ильи Броншейна. – Нельзя заставлять жителя вести своего ребенка на кружок тхэквондо на другой конец Москвы. Наша задача – создать такую систему, которая будет предоставлять весь спектр услуг жителю поблизости, в рамках одного образовательного комплекса».
Илье Михайловичу в ноябре 34. А есть директора и помоложе. Бронштейн знаком со всеми – ведь он председатель Молодежной Ассоциации руководителей образовательных организаций Москвы.
Что это за клуб по интересам, спросите вы. А ведь действительно, начиналось все с клуба. Клуба молодых директоров.
Его придумал в 2011 году директор Департамента образования Москвы Исаак Калина.
– Сначала Исаак Иосифович попытался собрать в одном зале всех директоров школ до 30 лет, – вспоминает Илья Бронштейн. – Оказалось, что зал на полсотни мест не заполнен. Тогда решили позвать тех, кому до 35 – и зал все равно не заполнился.
В общем, свободных мест не осталось, только когда поставили отметку в 37 лет. А сегодня таких в системе образования Москвы – треть. 178 человек, если быть точным. 178 московских директоров школ в возрасте до 40 лет. Самому молодому – 26! Что же они делают в этой ассоциации? «Мы помогаем в становлении молодым директорам», – отвечает на мой вопрос Бронштейн.
– Понимаете, когда становишься директором, ты как котенок в бочке: сумеешь выбраться – хорошо, а не сумеешь – бочку выльют вместе с тобой. Поэтому здорово, когда рядом есть коллеги, с которыми ты можешь поговорить просто так, без пафоса и по душам. Мы в ассоциации все на «ты», это создает атмосферу равенства. Каждый из нас – эксперт в своем деле, у каждого есть, так скажем, специализация. Плюс ко всему, мы приглашаем экспертов и из других сфер, если нужно. Проводим лекции, встречи.
Иногда, кстати, даже более неформальные, чем просто обращение на «ты». Так, например, в прошлом году «молодежь» выбралась в подмосковную Рузу, чтобы поучаствовать в увлекательном и сложном квесте «Рубикон». Это 160 метров различных препятствий, после которых кажется, что как минимум взошел на Эверест.
С директорами школ Москвы на квесте «Рубикон»
Но такие вылазки все же редкость – времени на собственные увлечения у директоров катастрофически не хватает. Вот, например, Бронштейн. Историк по образованию, с детства увлекался археологией, военной историей. За плечами три полевых сезона на Чукотке вместе с отцом, известным археологом, этнографом Михаилом Бронштейном, восхождение на мыс Дежнева. После школы Илья пошел в педвуз. Но не потому, что очень хотел в учителя. Просто именно в Московском городском педагогическом университете тогда, в 1999–2000 учебном году, были самые сильные историки Игорь Николаевич Данилевский и Игорь Львович Андреев. К ним и шел учиться.
– И вообще я планировал заниматься историей фортификационных сооружений, – признается Бронштейн. – Но судьба решила за меня. В 18 лет я попал в мэрию, потом проект, над которым я там работал, завершился, и надо было чем-то заниматься. Решил, а почему бы не попробовать поработать по специальности. Пришел в обычную школу рядом с домом... И остался. Вскоре стал замом по воспитательной работе и начал получать удовольствие от того, что делаю. А история и археология, увы, отошли на второй или даже третий план.
Но Бронштейн был бы не Бронштейн, если бы не сумел найти выход из этой ситуации:
– В этом году наши ребята впервые поехали в археологическую экспедицию. Мы создали школьное научное общество, у нас замечательная команда учителей-историков, которые меня поддержали и включились в работу. Восстанавливаем мои личные контакты с Везувианским институтом археологии в Италии. И, надеюсь, уже весной съездим туда с ребятами, побродим по Помпеям, поучаствуем в раскопках… Не могу побороть нехватку времени на занятия археологией, значит, сделаю это для школьников и так вернусь к любимому делу. Говорят же, «не можешь противостоять – возглавь». Так и живу.
Звонок телефона. «Что? Прибыли? Иду!»
Илья Михайлович стремительно встает: пора встречать ту самую делегацию из Дагестана. Убегает. Полчаса беседы. А я, наверное, даже скажу «спасибо» коллегам из Дагестана. Кто знает, будь у нас больше времени, может, и ускользнуло бы главное. Ум, целеустремленность, доброта, отзывчивость, порядочность и то, с чего все началось – профессионализм.
Прямая речь
«Я перестал преподавать историю, когда к 737-й школе присоединили детский сад. Понял, что просто не буду успевать. Восхищаюсь коллегами, которым это удается. У меня очень напряженный и нестабильный график. Зафиксировать жесткий план занятий в нем невозможно. Если это сделать, то придется ставить замены, а замены уроков – обман детей. Я этого себе позволить не могу».
«Когда много лет работаешь в одной школе, то все ее достижения принимаешь как свои. Наверное, это правильно, но есть все же большой риск подмены своих достижений как директора и достижений школы как части системы образования. Если ты только что стал директором, разница видна четче. Мы стараемся в первую очередь показать школу как точку входа в единое образовательное пространство Москвы. Это новое видение и новый формат работы».
Мария Агранович