Разбор творчества Островского начинается с биографии. На экране перед учениками появляется портрет писателя. «Глядя в глаза этому человеку, придется рассказать, кто он для вас». Яков Борисович делает акцент не на сухих фактах и классически важных датах жизни писателя, но просит рассказать об Островском как о живом человеке – о характере, судьбе, трудностях и жизненных перипетиях. И вот доброволец – поднимается рука, и за стол во главе аудитории садится ученица.
– Я – Александр Николаевич Островский, – говорит она, и в классе раздаются смешки.
– Даже так? – с доброй усмешкой спрашивает Яков Борисович.
– Но ведь так можно?
– Конечно, можно.
После биографического рассказа от первого лица преподаватель вновь садится за свой стол и задает вопросы уже о портрете – а почему он, собственно, не фотографический? Был ли такой? А есть ли фотографические портреты других писателей того времени? Есть же фотографии сотрудников «Современника». Вы поищите, поищите, да и посмотрите, что там за люди. Как журнал попал в руки Некрасова? А как «Современник» стал одним из самых известных журналов России? Обязательно поищите эту информацию. «Это у вас в университете и будут спрашивать».
Затем за стол садится девочка, которая становится экскурсоводом. Она проведет класс по местам небольшого города Калинова – того, где обитают жители пьесы «Гроза».
Фото: Алина Зражаева
– Все, что у тебя там написано – все закрой, – говорит Яков Борисович. – Помнишь место, где мы сейчас стоим? Расскажи, что мы должны видеть.
– Мы можем посмотреть церковь, которую описал Островский…
– Так, никакого Островского нет. Мы же на экскурсии!
В этом и состоит подход Якова Борисовича – ученики должны взглянуть на содержание произведения и на самого автора иначе, с нетипичной точки зрения. Так и писателя запомнишь – ведь уникальные факты из биографии куда интереснее, потому проще запоминаются; и не забудешь название места, где происходит действие пьесы – ведь ты даже успел побывать там и осмотреть церковь, где Борис впервые увидел Катерину.
Экскурсовода сменяет новый персонаж – Марфа Игнатьевна Кабанова. С ней можно не только побеседовать о любимом сыне и жизни в Калинове, но и задать вопрос. «Посмотрите на хронотоп пьесы», – отмечает Яков Борисович. Параллельно с разбором персонажей он не забывает связывать литературу и историю – реформы, «Домострой», детали, что кажутся не столь важными при первом прочтении, но на самом деле значимы для понимания текста.
Фото: Алина Зражаева
Яков Борисович задает вопросы, на которые не найдешь ответа в учебниках или Интернете: «Марфа Игнатьевна и все остальные, ответьте мне на вопрос: чувствуете ли вы вину за то, что Тихон таким вырос?». Эти вопросы и выступают показателем, действительно ли учащиеся понимают произведение и героев, сюжетные линии, и если нет – то что не ясно? Важно, что дети не боятся поднимать руку, когда хотят высказать предположение – Яков Борисович не наказывает за неверные ответы плохими оценками. Когда одна из учениц выступает в роли героя пьесы, Яков Борисович задает вопрос о характере персонажа. Девочка смело отвечает, на что педагог задает ей вопрос:
– Это все так думают?
– Это я так думаю.
Отвечает она, и видно, что в этом классе принято высказывать собственное мнение без страха, будь оно верным или ложным. Важнее мыслительный процесс. Я отмечаю это, когда мы с Яковом Борисовичем беседуем после урока. Он соглашается со мной и одобрительно кивает.
– Конечно. Важно ведь, чтобы они понимали произведения, а не просто заучивали.
Его тоже волнует, что в средней школе дети привыкли отвечать «правильно», а в старшей пора бы начинать думать самостоятельно и отстаивать свою точку зрения.
– Я так им и сказал – я здесь для того, чтобы научить вас думать и понимать. Ну ничего, мы еще над этим поработаем.
Алина Зражаева