Городское образование // Тема дня

«Наставничество не должно быть эпизодическим»: столичный педагог поделилась профессиональными открытиями


«Наставничество не должно быть эпизодическим»: столичный педагог поделилась профессиональными открытиями
Фото из личного архива Ольги Денисовой

В начале учебного года в Москве началась аттестация педагогов на новую квалификационную категорию «педагог-наставник». Одной из первых ее получила учитель географии со стажем более 25 лет Ольга Денисова: на протяжении нескольких лет она занимается наставничеством в столичной школе № 1155. Ольга рассказала о своей деятельности, поделилась профессиональном опытом и тем, как использовать теорию поколений в наставничестве.

– Как вы пришли в наставничество?

– Каждый педагог становится наставником для своих учеников в тот момент, когда начинает работать в школе. Мой педагогический опыт – 25 лет, и на протяжении последних 15-ти моя деятельность тесно связана с наставничеством. Как спланировать сценарий учебного занятия и провести открытый урок для коллег? Как разработать рабочую программу учебного курса? Для чего нужен индивидуальный маршрут профессионального развития педагога? Эти и другие вопросы актуальны внутри школьного коллектива, а их совместное решение помогает обрести веру в себя, свои силы, формирует компетенцию наставничества.

– Кому нужны наставники и зачем?

– Трансформация роли учителя в образовании сегодня очевидна. Учителю приходится соревноваться с интернет-пространством, где можно быстро найти любую информацию. Большинство педагогов выросли в другой среде, поэтому многие ощущают, что связь с ребенком потеряна. Обрести эту связь поможет наставник.

В основе концепции наставничества в нашей школе – теория поколений, разработанная американскими исследователями в начале 1990-х годов.

В начале 2000-х годов российские социологи и политологи адаптировали ее для России. Из теории следует, что приблизительно каждые 20 лет рождаются люди, мировоззрение и опыт которых не схожи с убеждениями предшественников. В московской школе мы выделили три группы людей: опытные педагоги, молодые педагоги и ученики. К опытным педагогам относятся представители поколения бэби-бумеров, родившиеся в 1945–1967-х годах, и поколения Х, родившиеся примерно с 1967 до 1984 года. Молодые педагоги – это представители поколения Y (миллениалы), родившиеся с 1984 по 2000 годы. Среди учеников встречаются представители поколения Z, родившиеся с 2000 по 2012 годы, и поколения А, родившиеся примерно после 2012 года. Мы изучили характеристики каждого поколения и попробовали вывести правила взаимодействия при общении педагогов разных поколений друг с другом. Для административной команды и для любого педагогического работника эти правила – подсказка при ответе на вопрос о том, как организовать внутри образовательной организации взаимообогащающие, доверительные отношения.

У молодых педагогов, например, можно научиться легкости принятия новаций, творческому подходу. Они могут транслировать культурные коды и ценности близким к ним поколениям Z и А.

От опытных педагогов можно перенять системность, наблюдательность, аргументированность. Опытные педагоги имеют серьезные методические и дидактические накопления, наработки заданий, упражнений.

Молодым педагогам наставничество поможет уверенно войти в новый коллектив, развить лидерские качества и повысить мотивацию к профессиональному росту, для опытных педагогов – освоить новые инструменты в профессиональной деятельности, пробовать новые профессиональные решения.

– Какими принципами вы руководствуетесь в наставнической деятельности?

– Наставничество должно быть основано на добровольческих началах. Здесь необходим бездирективный подход – важно уметь видеть факты и не интерпретировать их. Наставничество не должно быть эпизодическим, участники процесса должны брать ответственность за результат. Особое значение в процессе наставничества приобретает умение слушать других, чтобы точнее понимать психологическое состояние, чувства и мысли собеседника.

– Почему решили принять участие в аттестации на категорию педагога-наставника?

– Для меня это возможность еще раз переосмыслить, обобщить и систематизировать опыт наставнической деятельности. Это подтверждение моего статуса наставника и, конечно, поиск новых путей для эффективной реализации профессиональных навыков педагогических работников школы.

– Наставник для наставляемого – это…

– …тот, кто тебя понимает!

Развитие профессиональных педагогических и управленческих навыков у преподавателей школ и колледжей столицы способствует оптимизации учебного процесса и более продуктивному взаимодействию преподавателей с учащимися и соответствует задачам проектов «Социальные лифты для каждого» и «Современное образование» национального проекта «Образование».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube