В последние годы в образовании всё чаще звучат идеи о необходимости реформирования учебных систем. Традиционная школа, с её фиксированными рамками и стандартами, не всегда учитывает индивидуальные особенности детей, их интересы и способности.
Как оторваться от её привычек и установок?
Одним из эффективных способов преодоления этих ограничений становится расшколивание. Это необыкновенное слово. Это настоящий портал в мир науки, искусства и творчества, который часто бывает закрыт во время системных уроков.
Один из способов расшколивания, который выбирает Образовательный центр «Эврика», – образовательные экспедиции.
Как же превратить школьную экскурсию в увлекательное, полное открытий, путешествие?
Определить цель поездки
В сентябре все классы «Эврики» посетили Сахалинский зооботанический парк. Перед тем, как туда отправиться, на уроках окружающего мира они говорили о смене времен года, сезонных изменениях флоры и фауны и т.д. Ребята получили от преподавателя задания, которые никак нельзя выполнить, сидя за партой. Нужно трогать, наблюдать, фиксировать ход и результаты биологических процессов.
Такой подход – знания через практику – повышает значимость и ценность уроков в глазах ученика. Ребенок меняет свою позицию с привычного «ученика» на «исследователя», «путешественника», «ученого».
Пообщаться со специалистом
Кто расскажет о своем деле лучше профессионала?
Общение с практикующими учеными, инженерами, художниками (а в особенности их рассказы о сложных или конфузных ситуациях на рабочем месте) зажигают юных слушателей и мотивируют к действиям.
В этом году ученики «Эврики» побывали на детской геологической экскурсии, где познакомились с главным специалистом по геологии в компании. Он поделился с ребятами знаниями, опытом и, конечно, предложил всем подумать над решением практических задачек. Ребята моментально влюбились и в геологию, и в рассказчика, и во все порученные им дела. Возможно, в ком-то из них этот огонек тяги к науки не погаснет уже никогда.
Сменить локацию/привычную обстановку
Вспомните, как меняется ваше настроение после удачной перестановки мебели в комнате или кабинете. Чувство новизны захватывает и дарит вдохновение! Так же и с уроками. В кабинете, где ничего не меняется, может быть очень уютно, но интерес к пространству неизбежно пропадет.
А если вместо класса вы оказываетесь в прозрачном шатре, на ферме или на производстве – ситуация в корне меняется.
Ни одно видео с эффектом присутствия не заменит впечатлений, полученных от настоящего контакта с предметом вашего обсуждения.
Еще лучше, если вам удастся принести кусочек впечатлений в свой класс: собрать гербарий и повесить прямо над доской, нарисовать карту путешествия, оформить фото выставку или репортаж. Так пространство вашего класса станет живым напоминанием о впечатлениях от великих исследований.
Министр образования Сахалинской области Анастасия Киктева: «Расшколивание – метод, который помогает каждому ученику найти свой уникальный путь к знаниям»
«Время не стоит на месте, и привычные методы обучения в школах уже не работают. Современные дети думают иначе, чем предыдущие поколения. Они быстрее осваивают технологии, у них лучше развито критическое мышление и стремление к самостоятельности в обучении.
Расшколивание – это выход за рамки традиционной школы. Это метод, который помогает каждому ученику найти свой уникальный путь к знаниям.
Сахалинские учителя с энтузиазмом осваивают новые форматы. Например, уже сейчас все школы Южно-Сахалинска проводят выездные уроки: биологию – в Ботаническом саду, историю – в Историческом парке «Россия – Моя история», труд – на производственных площадках и в мастерских техникумов.
Такие занятия делают учебу интересной как для детей, так и для педагогов.
Мы безусловно будем развивать этот подход, активно задействовать городские музеи, библиотеки и культурные центры для занятий. Конечно, расшколивание не отменяет традиционное образование, а лишь дополняет его. Учителя остаются ключевыми фигурами, наставниками и проводниками в мир образования и науки, помогая ученикам находить полезные и интересные ресурсы. Мы скорее говорим о создании более гибкой и адаптивной системы образования, которая учитывает индивидуальные особенности каждого ученика. Это повышает мотивацию к учебе и помогает детям развивать навыки, нужные для успешной жизни в современном обществе.»
Материал подготовлен Екатериной Колбиной