Городское образование // Статья

«Воспитатель-мужчина в детском саду – настоящая экзотика»

Директор института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (МГПУ), доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Александр Савенков привёл любопытные факты.

«Воспитатель-мужчина в детском саду – настоящая экзотика»
Фото: news.myseldon.com. Кадр из фильма «Усатый нянь», 1977 год

Воспитатель-мужчина в наших детских садах по-прежнему большая редкость, без преувеличения – настоящая экзотика. Кроме того, как отмечают социологи Елена Колесникова и Ирина Куденко, в российском научном дискурсе публикаций, посвященных проблематике мужчин в дошкольном и начальном образовании, практически нет.

При том, в научных работах ученых, в рассуждениях педагогов-практиков и представлениях родителей малышей постоянно муссируется идея о том, что «женский мир» в системе дошкольного образования формирует женский взгляд, однобокий подход к воспитанию, обучению и развитию ребенка, что негативно сказывается особенно на мальчиках. Эта неизвестно откуда взявшаяся фобия (иррациональный страх), выступает в качестве источника моральных переживаний, построенных вокруг угрозы отсутствия в дошкольном образовании мужчин-воспитателей, как носителей подлинной маскулинности.

А действительно, так ли необходимы мужчины-воспитатели в детских садах? Может быть феминизация дошкольного образования явление повсеместное и естественное? Попробуем разобраться в этих вопросах, опираясь на известные данные.

Социологами, при чем в разных странах, фиксируется рост количества педагогов-мужчин, работающих с маленькими детьми. Даже в нашей стране, где количество мужчин педагогов-дошкольников ничтожно мало, отмечается рост их числа год от года. Появляются и получают государственную поддержку неформальные сообщества и движения, например, в детских садах города Москвы реализуется проект «Институт групповых пап», направленный на привлечение воспитателей-мужчин в дошкольное образование.

Объясняя мотивы своей деятельности, организаторы отмечают: «Актуальность создания «Института групповых пап» основана на дифференцированном подходе к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности, необходимости полоролевой социализации ребенка, вхождения в культуру человеческих взаимоотношений, развития общения со взрослыми и сверстниками».

Александр Савенков,
директор института педагогики и психологии образования
Московского городского педагогического университета (МГПУ),
доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор

Большинство мужчин, работающих в детских садах – преподаватели физической культуры, значительно меньше педагогов-художников, музыкантов, групповых воспитателей. Посредством физкультурных и спортивных занятий воспитатель-мужчина получает пространство для акцентирования своей мужественности. Это – кратко, что происходит сейчас.

Обратимся к истории. Один из первых разработчиков массового образования, чьи теоретические установки дали страт педагогической науке, как самостоятельной области знания и оказали наибольшее влияние на образовательную практику, выдающийся чешский педагог Я.А. Коменский, назвал первый, шестилетний этап в образовании и жизни ребенка «материнской школой». Главную образовательную задачу «материнской школы» классик видел в развитии органов чувств, обогащении представлений детей об окружающем мире, в развитии речи и руки, воспитании почтительности к старшим, послушания, справедливости в поступках, правдивости, вежливости, приветливости, услужливости и т.п. Отметим главное, с точки зрения нашего рассмотрения – ребенок до шести лет при матери, при женщине.

Известный немецкий педагог Фридрих Фребель одним из первых заговоривший о том, что качество школьного обучения во многом зависит от правильного воспитания в период дошкольного возраста, предложил назвать дошкольное учреждение «детским садом». Впервые в Европе Ф. Фребелем была начата подготовка – «детских садовниц», которых обучали: физиологии, психологии, естествознанию, истории культуры, педагогике и другим наукам. Как видим «детских садовников» он даже не рассматривал.

В советский период, в нашей стране начинает создаваться беспрецедентно широкая сеть дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь для того, чтобы предоставить женщине равные права c мужчиной для участия в общественном производстве. При этом главной задачей детского сада становится «присмотр и уход» за ребенком, постепенно от десятилетия к десятилетию усиливается образовательная составляющая (уровнем образования детский сад станет только в ХХI).

Требования к уровню образования воспитателей детского сада в этой ситуации оказываются минимальными, поэтому подготовку педагогов для системы дошкольного воспитания ведут только педагогические училища, где на дошкольных отделениях юношей практически нет. Массовое открытие факультетов дошкольной педагогики и психологии в педагогических вузах в нашей стране начинается только в 80-е годы, и большая часть их выпускниц сразу уходит в «начальники» – они становятся руководителями в областных, городских и районных отделах образования, заведующими и методистами детских садов. Заработная плата воспитателей детских садов, по сложившейся традиции, остается ниже совсем не большой учительской.

В настоящее время если кто-то из наших студентов-юношей выбрал дошкольный профиль осознано или случайно, а затем волею судеб оказался воспитателем детского сада, то его сразу начинают подозревать в чем-то нехорошем. Постепенно это удается преодолеть. И если карьерная траектория мужчины-воспитателя детского сада начинается с живого интереса и стремления найти себя в образовательной практике, то система довольно быстро его выдавливает на более безопасные траектории. Его, как правило, быстренько отправляют в начальники, и вот он уже методист, потом руководитель подразделения…

Есть еще одна интересная профессиональная траектория для выпускника педагогического вуза – наука. Если юношу интересует работа исследователя, то обучаясь в университете он вполне способен понять, что самые мощные открытия сейчас делаются на ранних возрастах. Это самое интересное и перспективное поле для исследователя.

Не менее любопытные сведения для ответа на наши вопросы предлагает нам биология. Когда-то еще в ХIХ веке Чарльз Дарвин задался вопросом – почему у павлина такой роскошный хвост, ведь он мешает охотиться и скрываться от хищников… При этом самка павлина относительно небольшая птичка, с весьма скромным оперением. Ч. Дарвин нашел ответ, в итоге родилась «теория родительских ролей», развитая в исследованиях биологов ХХ века. В итоге Дарвин сделал вывод, взорвавший мозги и его коллег, и обывателей: «Женщины выращивают выводят новые породы мужчин, как собаководы выводят новые породы собак».

Коротко говоря, при половом размножении (в живом мире есть и другие способы) обязательно один из полов, как правило женский, несет значительно большую ответственность за воспитание потомства до степени его жизнеспособности.

Есть, конечно, и другие примеры – хищные птицы, морские коньки и др. У них за взращивание потомства отвечают самцы, поэтому их самцы меньше размером и имеют скромную внешность.

Примерно до четырех лет в эпоху охотников-собирателей (чей мозг у нас до сих пор в черепной коробке) человеческий детеныш постоянно находился при матери. Потеряться означало погибнуть, те кто погиб не оставили потомства. Поэтому современный младенец, оказавшись на руках у бабушки, сразу устраивает истерику. У него есть генетическая память, уход мамы – смертельно опасен.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube