Сегодня большинство родителей понимают важность дополнительного образования для развития детей. Ведь они сами когда-то ходили в кружки и секции, раскрывали свои таланты, получали импульс интеллектуального и творческого развития, находили друзей и наставников! Поэтому часто родители хотят отправить ребенка туда, где когда-то учились сами. Либо туда, где хотели учиться, но по каким-то причинам, им это не удалось.
Однако, по словам специалистов Московского дворца пионеров Департамента образования и науки, дети не должны осуществлять мечты родителей. У детей есть свои! И понимать и учитывать это – основной вызов при выборе кружков и секций для детей. Давайте разберемся, на что обязательно нужно обратить внимание в такой ситуации.
Лабиринт заблуждений и как из него выйти
«Какая чудная картина –
я, как мама, – балерина!..»
Зарина Морская
Итак, воздержаться в первую очередь следует от типичных родительских заблуждений «Я ходил в этот кружок – и ты будешь ходить» или «У меня в свое время не было возможности ходить в эту секцию, поэтому ты осуществишь мою мечту». Такой подход к выбору дополнительных образовательных программ говорит не только о недостаточном внимании к желаниям и интересам ребенка, но и о беспечном родительском отношении к его будущему. Ведь дополнительное образование существенно влияет на выбор ребенком будущей профессии, в этом состоит своего рода уникальность данного социального института.
«Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок – мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали...
...У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски...»
Агния Барто
Другое родительское заблуждение состоит в том, чтобы занять ребенка чем угодно и во что бы то ни стало. Как говорится, лишь бы дома не сидел. Если вы придерживаетесь этой стратегии, почаще наблюдайте за ребенком и уточняйте, интересно ли ему то или иное занятие. Информационные и физические перегрузки без выраженного интереса ребенка могут однажды привести его к отказу от любой необязательной деятельности. Поэтому важно найти оптимальный баланс как в нагрузке, так и в содержании образовательной программы.
«Лучшее, что мы можем сделать для детей, – это разглядеть их»
Татьяна Черниговская
Главная беда современных родителей, обусловленная духом времени, – это постоянная спешка, дефицит времени и, как следствие, отсутствие возможности включенного наблюдения за ребенком. Поэтому достаточно часто родители выбирают кружок или секцию без учета возрастных и личностных особенностей детей.
Хорошо, когда детские желания и интересы выражены ярко и четко. Когда ребенок демонстрирует явные склонности, таланты в занятиях определенным видом деятельности. Когда у него уже есть определенные достижения.
Но что делать, если способности ребенка не столь очевидны, а успехов в каком-либо деле он еще не достиг? Чтобы выявить скрытые возможности и помочь ребенку проявить себя, надо всего лишь понаблюдать за ним, присмотреться к нему и прислушаться. Может быть, эти возможности не такие уж и скрытые, если:
- ребенок тратит на увлечение все свое свободное время;
- просит купить что-либо, связанное с этим увлечением;
- часто ищет в интернете информацию по интересующей его теме;
- просит поиграть с ним в тематические игры;
- читает книги об одной и той же теме или сфере человеческой деятельности;
- задает вопросы или часто рассказывает о том, что ему интересно.
Если же и этого не происходит, можно рассказать ребенку о направлениях дополнительного образования, спросить, чем ему было бы интересно заняться, сводить на мастер-классы, чтобы убедиться в правильности выбора. В общем, найти возможность временно погрузить ребенка в ту или иную деятельность.
При вдумчивом и ответственном родительском подходе к выбору кружков или секций ребенок оказывается наилучшим образом замотивирован на занятия любимым делом и проявляет осознанность, организованность, равно как и демонстрирует высокие достижения. Это происходит при условии, что этот выбор осуществлен с учетом пожеланий ребенка, его интересов, способностей, возрастных и личностных особенностей.
Взгляд в будущее
Выбор кружка или секции для ребенка в раннем детстве и в период его обучения в начальной школе часто обусловлен мотивом – «для общего развития». Такая стратегия понятна и даже очень эффективна с точки зрения выявления интересов и способностей ребенка.
А вот в дальнейшем очень важен взгляд в будущее.
Ряд экспертов утверждают: скорость изменений в мире настолько высока, что невозможно определить, какие профессии будут востребованы через пять или 10 лет, а через 50 лет мир изменится до неузнаваемости.
Команда педагогов Московского дворца пионеров гибко реагирует на эти изменения, ежегодно предлагая новые актуальные программы, которые помогают детям адаптироваться к неизбежным изменениям.
Мы предлагаем родителям вместе с нами внимательно изучать исследования, связанные с прогнозами изменений на рынке труда и необходимыми навыками, которые будут востребованы в будущем.
Что еще учесть?
Опрос родителей детей дошкольного и школьного возраста показал, что основная трудность, ограничивающая их в выборе кружков или секций, – это большие расстояния мегаполиса и невозможность эти расстояния быстро преодолевать. Потому при выборе учреждения дополнительного образования необходимо учитывать и простые организационные моменты:
- место проведения занятий;
- время проведения;
- формат проведения (очный, дистанционный или смешанный формат).
Организацию для детей дошкольного и младшего школьного возраста предпочтительнее всего выбирать в шаговой доступности от дома. Прежде, чем записывать ребенка в кружок или секцию, куда его пришлось бы возить, стоит подумать: выдержит ли он дорогу туда и обратно?
Принимая во внимание загруженность современных детей в школе, в некоторых случаях целесообразнее подобрать для них дополнительные занятия в дистанционном или смешанном формате.
Так ребенок будет заниматься дома в спокойной, привычной ему обстановке. А время, которое он потратил бы на дорогу, может быть использовано им для встреч с друзьями и отдыха в кругу семьи.
Другой немаловажный критерий выбора учреждения дополнительного образования – принцип прозрачности или информационной открытости организации. Это один из приоритетов современной российской образовательной политики. У учреждения обязательно должны быть сайт и социальные сети, где можно оперативно получить достоверную и полную информацию про обучение и ознакомиться с новостями.
Записывая ребенка в кружок или секцию, каждый родитель вправе ожидать выявления и наиболее полного раскрытия детских талантов, приобретения ребенком знаний и гармоничного развития его личностных качеств. Кроме того, родители рассчитывают на то, что благодаря занятиям их ребенок социализируется.
В Московского дворце пионеров мы предлагаем конструктивное сотрудничество и сотворчество, в основе которых лежат взаимопонимание, взаимное уважение и общая заинтересованность в успешном развитии детей.