С годами каждый учитель вырабатывает свой стиль, свою тактику работы, чтобы достичь лучших результатов в обучении учеников по предмету. И опыт не должен быть синонимом усталости или, как принято говорить, «выгорания» учителя. Опытный учитель за годы работы имеет возможность опробовать различные практики, наблюдать эффективность приёмов во времени, чтобы использовать в работе лучшее.
Для меня одним из выводов за годы работы (27 лет работаю учителем) является важность организации работы с домашними заданиями. Считаю, что, если учитель формально относится к домашним заданиям, то он заведомо теряет в мастерстве, а учеников лишает качественного обучения. Я преподаю математику, и задание на дом – ежедневная процедура. Относиться формально к этому нельзя, потому что это самый эффективный приём в получении обратной связи от учащихся, двигатель в обучении. Зная успехи и неудачи прошлого урока, мы можем выстроить работу на следующем уроке, вовремя отреагировать на ошибки, не дать им прижиться, вовремя провести коррекцию знаний. В конце концов, это самый простой способ увидеть результат своего труда.
Конечно, ежедневная (это обязательное условие) проверка домашних работ – это трудоемкая работа, требующая времени и внимания, но мой опыт показывает, что систематическая работа с домашними заданиями всегда даёт результат. Своевременное реагирование на недопонимание материала, на правильность оформления задач, на рациональные методы решения, демонстрация различных способов разными учениками – всё это способствует качественному усвоению материала.
Итак, организация работы с домашними заданиями для меня как учителя состоит из четырёх этапов: задание на дом в конце урока; анализ/разбор/самопроверка в начале следующего урока; проверка домашних работ; обратная связь.
1. Задание на дом
Я давно отказалась от домашних работ по учебнику, по которому дети учатся. Не потому что в учебнике нет достойных заданий, напротив – авторы продумывают систему упражнений к каждой теме и внимательно относятся к разработке дидактического материала. Например, дублируют однотипные упражнения парами, для того чтобы одно выполнить в классной работе, а другое – по образцу в домашней, или отводят рубрику в учебнике «задания на дом», но на всё есть ГДЗ.
Я понимаю, что занятость и усталость родителей часто приводит к тому, что им легче и удобнее согласиться на бездумное списывание ребёнком готовой домашней работы. Но потом эти же родители с нас спросят о причинах неуспешности детей по математике.
К каждому уроку я подбираю задания, учитывая тему и уровень подготовки учащихся. В задании на дом обязательно указываю страницы учебника, где расположен теоретический материал по теме, и прикрепляю листочек с практическими заданиями.
Если это только первые уроки по теме, то прикрепляю образцы решений и задаю решить аналогичные задания.
Если идёт первичное или обобщающее закрепление, то в домашнюю работу я включаю задания на отработку навыков, приёмов по изучаемой теме. Если есть необходимость, включаю задания на ранее изученные темы. И обязательно в домашней работе должна быть задача, требующая от ученика нестандартного решения, или задача, для решения которой не хватает знаний, но ученик самостоятельно может найти способ решения или вывести новое знание.
У меня в домашних заданиях почти нет упражнений, где нужно просто перемножить или выполнить какое-то другое действие, обязательно требуется сообразительность и рассуждения. Домашняя работа ежедневная и условно делится на базовый (не значит примитивный) и углубленный уровень. Пусть ученик не всегда сможет выполнить полностью домашнюю работу, но важно, чтобы он задумался, попробовал, «пропустил задачу через себя». Здесь важно: в журнал оценкой не наказываем за не полностью выполненную домашнюю работу. Итак, приходя на следующий урок в класс, после приветствия от учителя дети слышат: «Открываем тетради, проверяем домашнюю работу».
2. Анализ/разбор/самопроверка домашней работы
Открываю слайд, на котором первое задание домашней работы, и начинаю рассказывать, как решала бы я, если бы была ученицей.
Зачем?
Во-первых, чтобы ученик сравнил свои рассуждения с моими, во-вторых, я оформляю решение на доске и обращаю попутно внимание на важность некоторых моментов в оформлении или, наоборот, недопустимость каких-то записей. А у ребёнка открыта тетрадь, и он продолжает сравнивать и анализировать. Обязательно кто-то задаст вопрос или по способу представленного мною решения, или по оформлению. Кто-то может предложить свой способ решения, обязательно предлагаю сравнить, какой способ рациональнее. В ходе этой работы я ещё и проговариваю критерии оценивания, и дети понимают, за что им могут снизить оценку или сделать замечание. А это в том числе и подготовка к итоговой аттестации.
Пятиклассники (или другие классы), у которых я первый год преподаю, обычно на этом этапе недоумевают – «тетради ещё не собрали на проверку, а учитель уже демонстрирует готовые решения». Находятся те, кто начинает исправлять или приписывать что-то… ничего страшного, это быстро проходит. Правда, бывает, находятся хитрецы, которые, зная, что я в начале урока буду разбирать домашнюю работу, приходят в класс с невыполненной работой и пытаются украдкой во время разбора срисовать, бездумно. Как правило, таких учеников видно и во время разбора, потому что они не участвуют в обсуждении – им некогда, и такие работы тоже видно. Если однажды я замечаю такую привычку у ученика, то после фразы: «Открыли тетради, проверяем домашнюю работу» я адресно подхожу и проверяю по факту, выполнена работа дома или нет. Заканчивается этот этап самопроверкой. Я предлагаю детям оценить себя, сравнивая свою работу дома с образцом рассуждений, представленным в классе. Каждый пишет в тетради: «Самопроверка» – и ставит оценку. Затем я собираю тетради на проверку.
3. Проверка домашних работ учителем
Это трудоёмкая и затратная по времени процедура. Но только ежедневная проверка даст результат.
В ходе проверки я выделяю часто встречаемые ошибки. Иногда выясняется, что дети при выполнении заданий не пользуются новыми знаниями или, наоборот, используют формулы или алгоритмы, которые ещё не изучали, возможно, сказалась помощь родителей. На все выявленные промахи нужно реагировать. А иногда кто-то находит нестандартный способ решения, но по каким-то причинам в классе при разборе работы своё решение не продемонстрировал. Такие работы также заслуживают внимания на следующем уроке.
Кто-то решит, что у меня мало учеников и мало тетрадей, поэтому я настаиваю на ежедневной проверке. Это не так. В среднем в день на проверке 80 тетрадей, а если контрольная или самостоятельная работа – количество увеличивается в полтора-два раза.
Я тоже иногда не успеваю с проверкой, и от этого зависит, пройдёт ли вовремя четвёртый этап. Если не успеваю с проверкой работ, то задаю цифровую домашнюю работу в ЭЖД или на образовательной платформе, например, ЯКласс.
4. Обратная связь
Итак, тетради проверены. Завтра урок, на котором учителю предстоит раздать тетради. С одной стороны, есть причина включить в содержание следующего урока задания по темам, на которые больше всего допущены ошибки, с другой стороны, есть повод провести анализ работ. Иногда, когда допущены серьёзные ошибки, я включаю фрагменты скриншотов домашней работы в презентацию, не называя фамилию ученика. Спрашиваю класс: «Что в оформлении или в решении неверно?».
Такая организация работы, на мой взгляд, позволяет и детям, и учителю получать ежедневно обратную связь.
Существует немало исследований, доказывающих влияние обратной связи от преподавателя на учебный процесс и мотивацию школьников. Но, чтобы это действительно работало, оценивание работ должно быть своевременным, актуальным и ориентированным не на фиксацию ошибок, а на действия – то есть на способы эти ошибки исправить.
На самом деле исправлять ошибки – это задача самих учеников. А роль учителя скорее состоит в том, чтобы задать им верную траекторию движения.
На мой взгляд, такая организация работы с домашними заданиями наиболее полно даёт обратную связь и ученику, и учителю.
- Дети вовлечены в процесс оценивания. Ведут диалог с учителем, задают вопросы и более глубоко погружаются в изучение темы.
- Дети сравнивают свою работы с образцом – полезная практика, которая пригодится в будущем.
- Своевременно можно скорректировать знания учеников.
- Зная критерии оценивания и требования к оформлению по каждой работе, ученики получают рекомендации по улучшению качества работ.
- Выявление уровней понимания, возможность для учителя строить учебный план в соответствии с потребностями.
Елены Пустовитова,
учитель математики московской школы № 224