Аналитика // Статья

Кто такие первые? Мнение школьников


Кто такие первые? Мнение школьников
Иллюстрация: eastonspectator.com

19 мая в России празднуется День детских общественных объединений. Теперь это праздник для сотен тысяч школьников, которые стали участниками «Движения Первых» – всероссийского движения детей и молодежи, созданного в 2022 году. Что значит для российских школьников «быть первыми»? На основе письменных ответов на этот вопрос 3417 школьников, Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики» провел исследований и выяснил, вкладываемые в это понятие смыслы.

Что значит «быть первым»? Для большинства участников онлайн-марафона это означает «быть примером, наставником, лидером для других» – такое мнение отражено в 41% комментариев. Две трети респондентов (65%), выразивших такую мысль, и сами хотели бы стать лидером, примером для других.

Рисунок 1. Что значит «быть первым», доля комментариев,
в которых отражены соответствующие посылы, %

Многие ребята (38%) отмечают, что быть первым трудно и надо много работать. Большинство из них, однако, считают, что это не только сложно, но и очень интересно, и круто. Каждый третий респондент (33%) отмечает, что быть первым – это нести ответственность за свои дела и за других людей, и почти каждый четвёртый (23%) считает, что «первые» всегда находятся в движении и не должны останавливаться на достигнутом. Девочки чаще, чем мальчики, отмечали, что быть первым – это быть примером и наставником, что это нелегко, а мальчики чаще выражали мнение, что быть первым означает стремиться сделать мир (жизнь, страну, город) лучше.

В чем подростки сами хотят быть первыми? Участники онлайн-марафона высказали самые разнообразные мнения. Чаще всего респонденты, однако, говорили о помощи и поддержке другим людям: этот посыл отражён в 19% комментариев.

Комментаторы рассказывают, что хотели бы первыми приходить на помощь родным и близким, помогать нуждающимся, а также стать людьми, на которых в первую очередь можно рассчитывать в трудной ситуации. Многие выразили мысль, что любые достижения в учебе, спорте, карьере бессмысленны, если человек не умеет дружить, если на него нельзя положиться в трудную минуту.

Рисунок 2. В чём респонденты хотят быть первыми, доля комментариев,
в которых отражены соответствующие посылы, %

На втором месте оказалось желание быть первым в учёбе – его проявили 15% респондентов. Примерно каждый седьмой опрошенный (14%) не хочет ставить перед собой ограничений и сообщает, что хотел бы стать первым во всех своих занятиях, а ещё столько же, напротив, говорят об одной конкретной мечте, которую желают реализовать. Мечты у школьников самые разные: побывать на Марсе, побить мировой рекорд по одиночному кругосветному плаванию на яхте, создать инновационное лекарство от эпилепсии или открыть сеть бесплатных столовых для нуждающихся. Среди тех, кто стремится исполнить определённую мечту, более половины упоминают, что для её реализации они хотели бы преуспеть в создании собственного бизнеса. Кроме того, 13% комментаторов ещё не определились с конкретной сферой приложения своих усилий, но говорят, что хотели бы стать первыми в любимом деле, найти своё призвание и следовать ему. Стать первыми в самом Движении или в другой общественной деятельности хотели бы 13% респондентов.

Большинство комментариев, отвечающих на вопрос, в чем участник онлайн-марафона хочет быть первым, содержат указание на конкретное направление Движения. Самым популярным направлением оказалось «Волонтерство и добровольчество»: его упоминали 40% респондентов. На втором месте – «Труд, профессия и своё дело», направление, которое отметили 37% опрошенных. Девочкам в большей степени, чем мальчикам, интересны волонтерство и добровольчество, образование и знания, тогда как юноши чаще упоминали спорт и здоровый образ жизни, науку и технологии.

Рисунок 3. В чем респондент хочет быть первым: направления Движения,
доля комментариев, в которых отражены соответствующие посылы, %

Комментарии школьников были проанализированы в разрезе их мотивации. Чаще всего подростки в своём желании стать первым в чём-либо ориентированы на личностное саморазвитие, хотели бы полноценно реализовать себя в той или иной сфере (49%). Для 42% комментаторов важную роль также играет стремление достичь успеха в профессии, преуспеть в конкретном виде деятельности. Альтруистическими мотивами, отражающими стремление помогать людям, нуждающимся, быть полезными своей школе, городу, стране, руководствуются 27% комментаторов, и 22% респондентов связывают своё желание стать первым со взаимодействием с другими людьми: коллективной деятельностью, дружбой, возможностью проявить себя как лидер, наставник или пример для подражания.

«Основная задача исследования заключалась в том, чтобы выяснить, насколько школьники понимают и разделяют миссию и ценности „Движения Первых”, – комментирует директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова. – Как мы видим, чаще всего участники онлайн-марафона отвечают, что хотят быть первыми в поддержке нуждающихся, а наиболее часто упоминаемое направление – волонтерство и благотворительность. Ребята понимают важность ценностей созидательного труда, добра и справедливости, именно они отражаются в их ответах наиболее часто. Это говорит о том, что подростки видят роль Движения не только в создании возможностей для самореализации или проведения досуга, им также важно приносить общественную пользу, помогать другим людям».


Ответы были получены в рамках всероссийского онлайн-марафон «14 дней в Движении», направленного на то, чтобы познакомить школьников с миссией «Движения Первых», ценностями и направлениями его деятельности. Первым заданием для участников онлайн-марафона стало ответить на вопрос «Кто такие первые и что нас объединяет?». Комментарии участников проанализировал Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики» Выборка составила 3417 комментариев, по одному комментарию от каждого респондента. Ответы были собраны в период с 27 по 31 января 2023 г., в онлайн-марафоне приняли участие подростки в возрасте от 14 до 17 лет. Метод исследования – контент-анализ.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube