О чем сейчас говорят люди, что их волнует, чем они озабочены? Для учителей важно понимать общественный контекст, атмосферу, в которой живут люди, чтобы в школе, на уроке, в общении с детьми учитывать этот контекст.
Студенты магистратуры «Образовательная медиадеятельность» МГПУ собирают диалоги на улице, в транспорте, в магазинах, в поликлинике, на почте. Иногда кажется, что люди стали меньше говорить. Или мы стали меньше слышать: прячемся в телефон, в музыку в наушниках, в книги, в себя. Но кое-что всё-таки прорывается.
* * *
Разговор двух женщин.
– Все больше чувствую себя Маргаритой. Крем бы только найти как у неё.
– Ну там ещё всякие Бегемоты в довесок шли.
– Да бегемотов каждый день хватает, а вот КРЭМА нет.
* * *
Холл роддома. Время выписки. Кучками, кружочками стоят ждут часа Х взволнованные родственники. Открывается дверца, и выходит счастливая мамочка с акушеркой и синим кулечком. К ним подходит светящийся отец, плечи расправлены, взгляд гордый. Рядом настороженный, внимательный мальчик шести лет. Отец трепетно берет на руки новорожденного, поворачивается к старшему сыну и говорит: – Ну, смотри, какой у тебя брат. Классный?
Мамочка стоит рядом и улыбается.
А сын посмотрел на кулёк, приподнял кружевную пеленку и говорит:
– Брат, конечно, хороший, но до чего маленький...
* * *
Поликлиника. Прививочный кабинет. Очередь.
Детки разных возрастов бегают, плачут, смеются. Мальчик и девочка, дошкольники, разговаривают. Мальчик важно делает прививку медвежонку. Достаёт платочек, прикладывает к месту укола и передаёт «пациента» девочке.
– Обязательно держите платок. Крепко!
– Зачем?
– Иначе прививка выльется обратно!
* * *
Концертный зал. Зрители в ожидании. На сцене будет выступать знаменитый ансамбль танца с программой для маленьких зрителей. Сидят мамочки, папочки, учителя и дети. Тут по проходу гордо ступают кадеты. Мальчик лет четырех восторженно провожает их взглядом:
– Мама, а это кто?
– Это кадеты. Мальчики, которые учатся в кадетском училище, будущие военные.
Чуть погодя проходит представительный мужчина. Высокий, в тёмном костюме, чуть седые волосы. Мальчик говорит маме:
– А это директор кадетов!
– Почему ты так решил?
– Он большой и суровый!
* * *
Воскресенье. Гололёд, ветер, мимо пробегает мамочка с сыном на буксире: – Милый, быстрей, быстрей, концерт вот-вот начнётся.
Из-за поворота выскакивает бабушка с двумя ребятами и тоже мелкой трусцой бегут по направлению к большому зданию филармонии. И тут с другой улицы бегут мама и дочка лет трех-четырех. Девочка бежит тяжело, в теплом объемном розовом комбинезоне, поправляет рукой шарф, который так и норовит закрыть глаза. Запыхавшись, она кричит:
– Мама, мама, смотри! Они тоже бегут. Это концертные бега!
Мама и сын шести лет слушают музыку. Играют «Голоса весны» Штрауса.
– Мама, а кто это сделал?
– Это сочинил композитор Штраус.
– Страус?
– Нет, милый, Штраус. Первая буква «Ш».
Мальчик внимательно смотрит на маму, задумался. Через минуту говорит:
– А как думаешь, его в детстве дразнили?
* * *
Детский сад. Вечером пришли родители, ребята одеваются. Шум-гам. Серьёзный, немного уставший папа подаёт сыну одежду и спрашивает:
– Танцы-то были?
Сын в ответ:
– Нееет. Предводительница танцев заболела.
* * *
Пекарня. Ароматы свежей выпечки. Перед стеллажами стоят дедушка и внук лет шести. Мальчик внимательно рассматривает булочки, плетенки, круассаны, пироги. И взгляд такой сосредоточенный. Дедушка говорит:
– Ну давай, сегодня ты выбираешь вкусняшки для всех.
Мальчик серьёзный, с пониманием ответственности, подходит к продавцу:
– Маме – круассан с шоколадом, папе – плетенку с абрикосом, мне – булочку с кремом, бабушке – ромовую бабу, а дедушке... А у вас есть ромовый дед?
Продавец в ответ:
– К сожалению, нет.
Дедушка, улыбаясь, просит слойку с яблоком.