Ребенок познает мир через вопросы и ответы на них. Как часто мы слышим эту фразу, правда? Но осознаем ли мы свою ответственность, ответственность взрослого по отношению к детским вопросам? Об этом мы говорили на одной из лекций в магистратуре МГПУ «Образовательная медиадеятельность», и так у меня родилась идея написать об этом колонку.
Реакция взрослых на вопросы детей во многом формирует уверенность детей в себе, в своих суждениях. И здесь роль взрослого выходит на первый план. Как отвечает родитель на сто тысяч детских «почему». Может ли отвлечься от своих важных дел и внимательно послушать, но главное – услышать ребенка.
Очень легко отбить желание ребенка спрашивать. Нет в жизни исследователей без умения задавать вопросы. И нет глупых, неправильных вопросов.
Мне кажется, что к этому требуется трепетное отношение. Как росточек, который появляется из семечка и требует заботы, так и вопросительность ребенка требует укрепления и поддержки, правильного «полива». Можно пережать, надавить. И так же легко отбить желание исследовать самому, есть риск дать ответ слишком рано, не дав ребенку возможности обдумать, осознать проблему, задачу.
Порой думаешь – может, пройти обучение и практические занятия, чтобы была возможность балансировать и правильно реагировать на детские вопросы? Держать лицо, не засмеяться, не осудить, не надавить. Столько этих «не» для взрослого! Это касается своего ребенка, который знает тебя и твои реакции от и до. А если работаешь с детьми в школе? Учителя начальных классов восхищают этим умением, я бы сказала, суперсилой.
Сопровождая детей 3–4-х классов на фестивале естественнонаучного образования «Загадки природы», приятно поражаюсь, как трепетно относятся профессионалы к мнению, голосу детей. Даже если, как кажется на первый взгляд, смешной и неуместный вопрос прерывает мастер-класс и погружение:
«А как медведь такой лапой с когтями в носу ковыряет?» И здесь от ответной реакции педагога зависит очень многое. Можно не удержать эмоции на лице и выявить недовольство тем, что прервали важный монолог, а можно поддержать вопрос, зафиксировать его.
Интересно наблюдать за тем, как дети строят предметный диалог с учеными. Где коммуникация строится не в назидательной позиции, а с позиции равноправных участников диалога. Здесь вопрос уже предполагает своеобразное понимание, предчувствие ответа, а не просто фиксацию интереса, мысли. Появляются и уточняющие вопросы участников, иллюстрирующие понимание хода исследования, точности в организации эксперимента.
Наблюдая за детьми и их вопросами, открываешь характеры детей, их философское понимание этого мира. Детские вопросы – это удивительное, чистое стремление к знанию, к исследовательскому взгляду на мир. Погружаясь в пространство детской вопросительности, туда, где дети могут задавать свои вопросы, ты и сам замечаешь, что мир – удивительное место.
Комментарий психолога, профессора МГПУ и МГППУ Владимир Кудрявцева:
«На «капичниках» – знаменитых семинарах П.Л. Капицы, которые Петр Леонидович проводил в Институте физических проблем АН СССР, он любил задавать участникам «детские» вопросы, вроде: «Почему Луна сделана не из чугуна?». Эти вопросы вызывали наибольшие трудности у участников, а их обсуждение перерастало в горячие дискуссии. Теоретические конструкты, взятые напрокат, «по-взрослому» не работали. На проблему нужно было посмотреть глазами ребенка, который некоторым чудесным образом владел этими конструктами как минимум на уровне обсуждения в ИФП. Это был высшей пилотаж проблематизации».
А воображаемый Учитель, герой серьезнейшей книги историка математики, логика и философа Имре Лакатоса «Доказательства и опровержения», с детской непосредственностью предлагает своим воображаемым ученикам просверлить дырку в многоугольники, чтобы проверить на прочность теорему о сумме его углов. Что будет? Теорема, в итоге, проверку выдерживает. Но какая интеллектуальная коллизия возникает на уроке! Рекомендую читателю открыть эту чудесную книжку, как мне, в свою очередь, посоветовал сделать мой учитель В.В. Давыдов.
Как писала Ахматова, о Пастернаке: «Он награжден каким-то вечным детством». А это из лагерного письма философа и теолога о. Павла Форенского дочери:
«Секрет творчества – в сохранении юности. Секрет гениальности - в сохранении детства, детской конституции на всю жизнь. Эта-то конституция и дает гению объективное восприятие мира, не центростремительное, своего рода обратную перспективу мира, и потому оно целостно и реально. Иллюзорное, как бы блестяще и ярко оно ни было, никогда не может быть названо гениальным. Ибо суть гениального мировосприятия – проникновение в глубь вещей, а суть иллюзорного – в закрытии от себя реальности. Наиболее типичны для гениальности: Моцарт, Фарадей, Пушкин – они дети по складу со всеми достоинствами и недостатками этого склада...».