Специалисты из НИУ ВШЭ и «Яндекс Образования» провели исследование, чтобы определить, как жители России воспринимают высшее образование. Ученые поставили перед собой задачу выявить факторы, влияющие на выбор программ обучения и образовательных траекторий, оценить спрос на высшее образование и понять, как оно воздействует на человека. В опросе приняли участие около 9000 человек.
Авторы исследования отмечают, что «почти универсальный запрос на высшее образование», который созрел в российском обществе, не может быть удовлетворен: вузы способны обеспечить местами в бакалавриате и специалитете лишь 29% населения в возрасте от 17 до 25 лет, притом что необходимой учебу в вузе считает более 80% семей. В то же время выбор в пользу высшего образования становится все более социально обусловленным: бедные и талантливые выбирают менее престижные университеты или СПО, даже если имеют высокие академические достижения.
В свою очередь, выбор вуза и программы обучения, как показало исследование, – непростая задача.
С одной стороны, недавние выпускники плохо разбираются в ситуации на рынках образования и труда и не понимают, на какую карьеру и зарплату могут рассчитывать после окончания учебного заведения. С другой стороны, подыскивая вуз, люди зачастую не представляют себе, чем хотят заниматься в будущем.
В результате около половины студентов выбрали бы другую специальность или институт, будь у них такая возможность. Изменился и социально-экономический контекст: недорогих или заочных (то есть заведомо более дешевых) программ становится все меньше, а привлекательные курсы все чаще концентрируются в крупных городах или наукоградах. Возможность выбора между учебой на бюджетной или контрактной основе, как отмечают исследователи, уходит в прошлое, поскольку платное образование становится слишком дорогим. Теперь те, кто хочет учиться бесплатно, и те, кто готов платить за учебу, представляют собой две разные потребительские категории.
Основными критериями выбора вуза, судя по ответам студентов, стали качество образования (32,6%), репутация (30%), профессионализм преподавательского состава (25,9%), территориальная близость (20,2%), позиция в рейтингах (18%) и легкость поступления (16,2%), а наименее значимыми – опыт предыдущей учебы в вузе (3,7%), наличие военной кафедры (3,2%) и то, что в учебном заведении работает кто-то из близких или родственников (1,2%).
Изменился и крайний срок принятия решения о получении высшего образования: переместившись с 11-го класса на 9-й, теперь он приходится на развилку между старшей школой и СПО.
Согласно опросу, 70% школьников решает, получать ли высшее образование, еще до 9 класса, 18% – перед 10-м классом и лишь 8% – в старших классах.
И если в 2001 году в старшую школу переходило 68% учащихся, а после выпускного в вуз поступало 40%, то в 2020 году эти показатели составили 47% и 64% соответственно.
Значимое влияние на образовательную траекторию оказывает социально-экономический контекст, в котором находится ребенок. К примеру, чем выше доход семьи и академическая успеваемость школьника, тем больше шансов, что он окажется на студенческой скамье, а не пойдет на программы СПО и не выйдет на рынок труда сразу после выпускного. У малообеспеченных семей обычно невысокие запросы и поступлению в вуз они предпочитают более доступные варианты, например программы СПО. Барьером для получения образования около 35% респондентов с низким доходом назвали высокую стоимость учебы. Напротив, детям из обеспеченной среды нередко не хватает мотивации для поступления – в качестве ключевого препятствия на эту причину указали чуть больше 30% опрошенных.
Несмотря на перемены, население в целом высоко ценит высшее образование, однако родители и дети смотрят на него по-разному. Старшее поколение считает, что учеба в вузе позволит ребенку построить карьеру и укрепить свое благосостояние, а младшее рассматривает высшее образование как способ самореализоваться. Это подтверждают результаты исследования. На вопрос, зачем нужно высшее образование, родители отвечали, что оно помогает «найти хорошо оплачиваемую работу», «стать специалистом, который везде нужен» и «добиться успеха, сделать карьеру». А студенты, объясняя, почему они учатся, говорили: «Я хочу жить в лучшем будущем», «Чтобы знать и уметь больше, чем сейчас», «Это увеличит мою стоимость на рынке труда».
Выяснилось также, что высшее образование позитивно влияет на самооценку: к успешным себя относят 77% людей с высшим образованием, в том числе неоконченным, и меньше половины – со средним образованием.
Более 50% студентов-респондентов не согласились с тем, что ценность образования преувеличена, и около 70% заявили, что учеба в вузе открывает им путь к успеху.
Наконец, исследователи проанализировали влияние высшего образования на жизнь человека. Выяснилось, что в первую очередь учеба в вузе, особенно престижном, формирует у респондентов ложное представление о будущей заработной плате.
Как утверждают исследователи, выпускники лучших вузов действительно могут претендовать на более высокую зарплату, чем те, кто учился в менее престижных учебных заведениях, однако их ожидания все равно завышены приблизительно на 40%. В то же время люди с высшим образованием получают вдвое больше, чем те, кто не учился в вузе, кроме того, они реже рискуют остаться без работы и приобретают более высокий социальный статус. Эти преимущества, как утверждают эксперты, сохраняются у них на протяжении всей жизни. В целом, люди с высшим образованием ведут более здоровый образ жизни, дольше живут, чувствуют себя увереннее и испытывают меньше стресса.