Нормотипичные и необыкновенные
В России, судя по официальной статистике, 12 миллионов человек с ограниченными возможностями здоровья. Одиннадцать процентов населения. Два миллиона из них – дети. Эти цифры не думают уменьшаться.
В очень показательной сибирской Томской области, где живет всего один миллион человек, ежегодно прибавляется 800 людей с инвалидностью первой, самой тяжелой группы. При этом лишь 14% от числа инвалидов всех групп трудоустроены.
Если люди с приобретенной в ходе жизни инвалидностью еще пробуют и часто находят работу, то инвалиды детства, как правило, даже не пытаются. Число инвалидов растет быстрее, чем возможности для их самореализации.
Но и с так называемыми нормотипичными детьми не все так просто. В многодетных и чаще всего малообеспеченных семьях воспитываются 4,5–5 миллионов детей. Число детей-сирот только в Сибири – 76 300 человек – целый город! Большинство воспитываются в опекунских семьях, но 5,5 тысячи – в детских домах. Получается, что больше 7–8 миллионов детей имеют трудности в социальной адаптации в силу статуса, материального положения семьи или особенностей здоровья.
Социальная адаптация таких детей становится серьезной экономической, культурной, ментальной, нравственной проблемой, которую необходимо решать, начиная с детского сада и школы.
Но системные проблемы общего образования усугубляют трудности социальной интеграции. Дети с ОВЗ, инвалидностью, ментальными расстройствами с трудом осваивают неактуализированную, архаичную программу в учебных заведениях. Не легче приходится сиротам и многодетным.
Эксперты давно предсказывают качественное переформатирование, в котором главным показателем успешности выпускника станет не набор сепарированных знаний, а умение выпускника эффективно самостоятельно нарабатывать и собирать межпредметные компетенции в нужный момент в нужном месте. В таком процессе как никогда важны творческие умения и навыки, которые осваиваются только в предметах творческого цикла.
А вот с музыкой, пением, рисованием, танцами, литературным творчеством в современной школе настоящая беда. Это все отнесено к системе дополнительного образования или, того хуже, к платным образовательным услугам. Поэтому семьи с низкими доходами, многодетные, детьми с инвалидностью не могут себе позволить получить те самые софт скилс (мягкие умения), которые позволят в дальнейшем овладевать не только знаниями, но и эффективно коммуницировать в обществе, добиваться в нем профессиональных, образовательных и творческих успехов.
«Большая медведица» прирастает Сибирью
Между тем обрывочные статистические наблюдения говорят, что особенные дети, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети-сироты талантливы точно так же, как все остальные.
Дети с ОВЗ вообще уникальны по-своему. Совсем недавно их назвали детьми с двойной исключительностью. Так вот, среди одаренных детей – 15% детей с ОВЗ.
Поэтому идея проведения (пока только на территории Сибирского федерального округа) социально-культурной экспедиции «Большая медведица» нашла поддержку не только у Президентского фонда культурных инициатив, но и у родительских сообществ. Воспитанники детских домов, дети из многодетных или малообеспеченных семей, дети с инвалидностью из всех уголков Сибири заявляют о своей готовности принять участие в проекте.
– У нас есть опыт, и мы нашли меценатов-наставников, которые возьмут на себя поддержку, необходимую нашим победителям, – говорит Елена Ульянова, руководитель «Большой медведицы» и президент благотворительного фонда «Равенство возможностей». – Одни из первых в стране мы конструируем точку сборки, на которой соединятся меценаты, бизнес, власть, НКО и сами дети, чтобы отработать механизмы интеграции детей с двойной исключительностью в творческую, профессиональную жизнь. Мы очень надеемся, что с нашей помощью таланты детей с двойной исключительностью будут замечены, развиты и не канут в безвестность.
Социально-культурная экспедиция «Большая медведица 2022» состоит из двух этапов.
Первый этап: конкурс среди детей Сибирского федерального округа в возрасте 7–18 лет в онлайн-формате. Талантливый ребенок и команда его поддержки (друзья, родители, в том числе приемные и опекуны, коллективы детских домов) снимают видеозаявку, в которой рассказывают и показывают таланты участника «Большой медведицы». Это может быть вокал, танцы, инструментальное исполнение, театральное или литературное творчество, живопись или даже оригинальный жанр – кто ж может предугадать все таланты детей с двойной исключительностью. Заявки принимаются на сайте до 30 октября 2022 года.
Заявки оценит жюри, и 15 декабря 2022 года будут объявлены победители в конкурсных номинациях, которые выступят в финальном гала-концерте в Томске.
В состав жюри конкурса вошли: Олег Газманов, Ксения Безуглова, Константин Тарасов, Светлана Войтас, Антон Зацепин, Наталья Крель, Дмитрий Дунаев, Диана Слипецкая, Валерий Евстигнеев.
Второй этап: фестиваль «Большая медведица» пройдет в городе Томске 22–23 марта 2023 года. Здесь соберутся сообщества родителей, педагогов, НКО, объединенных проблемой детей с особенностями в развитии, а также социально ориентированный бизнес для того, чтобы принять участие в пленарной площадке «Равенство возможностей». Состоится семинар «Эмоциональное образование». Квинтэссенцией фестивального дня станет знакомство талантливых ребятишек с наставниками, которые возьмут на себя ответственность за развитие талантов победителей.
На фестивале мы ждем много звездных гостей, участие которых всегда безумно мотивирует. Уже подтвердили свое участие:
Заслуженный деятель искусств РФ, профессор факультета искусств РГСУ, художественный руководитель Имперского Русского балета Гедиминас Таранда;
Борис Мандрабура и Александра Одоевская, входящие в десятку лучших танцоров мира по программе аргентинского танго. Они не только примут участие в большом гала-концерте в марте будущего года, но также проведут мастер-класс для участников «Большой медведицы»;
Иван Ерхов, слепой блогер, который «смотрит на мир своим сердцем», создатель уникального мотивационного YouTube-канала «Жизнь в темноте». В рамках фестиваля состоится показ его фильма «Вслепую на Эльбрус».
Уже сегодня понятно, что рамки экспедиции немного условно ограничены регионами Сибирского федерального округа. О желании принять участие в «Большой медведице» уже заявили дети из европейской части России и Владивостока. Так что организаторы в меру своих сил и возможностей уже расширяют географию проекта. Экспедиция «Большая медведица» только начинается.
Андрей Остров