Культура // Новость

В «Сириусе» возобновились раскопки византийского храма IX-X вв.

В ходе экспедиции археологи обнаружили не менее четырех погребальных комплексов и предметы быта того времени.

В «Сириусе» возобновились раскопки византийского храма IX-X вв.

По инициативе директора Центра урбанистики и дизайна окружающей среды НТУ «Сириус», члена Совета федеральной территории Андрея Литвинова и директора Института археологии РАН, академика Николая Макарова возобновлены работы по изучению памятника градостроительства и архитектуры муниципального значения – храма у села Веселого. Археологические раскопки некрополя храма проводит Причерноморская экспедиция Института археологии РАН под руководством кандидата исторических наук Алексея Ворошилова.

«Как только экспедиция приступила к раскопкам, к нам потянулись местные жители, которые знают, что в этом месте находился византийский храм. То обстоятельство, что люди интересуются судьбой этого памятника, следят за окружающей его территорией, говорит о чрезвычайной важности продолжать его изучение. Знание своей истории объединяет общество, укрепляет его в сохранении своей культуры, традиций. Мы очень рады, что в “Сириусе” этому придают большое значение», – сказал Алексей Ворошилов, руководитель Причерноморской экспедиции Института археологии РАН.

В поле зрения ученых храм впервые попал в 1972 г., после чего это место надолго было забыто. Вновь локализовать его удалось уже в 2008 г., когда начались масштабные исследования в Имеретинской низменности. Тогда cочинский отряд ИА РАН под руководством кандидата исторических наук Р.А. Мимохода при консультации члена-корреспондента РАН В.В. Седова провел сплошную археологическую разведку в зоне строительства объектов XXII зимних Олимпийских игр. Благодаря подробному изучению местности удалось установить местоположение храма и в 2010–2011 гг. его изучить.

Результаты археологических работ показали, что здание построено византийскими строителями в IX–X вв. по распространенному в то время типу «вписанный крест». Его стены сложены из прямоугольных тесаных плит песчаника и древнего кирпича – плинфы. Хорошо прослеживаются фундамент по всему периметру здания, структура и архитектурные детали сооружения: три притвора (северный, южный и западный), нартекс, наос и алтарная часть, состоящая из трех апсид.


В слое развала стен храма встречены железные крупные кованые стержни с загнутым концом и подвижным кольцом на другом конце, закрепленные в стенах в ходе строительства. Вероятно, к кольцу крепилась цепь для светильника или другой детали интерьера. Внутри в основании стен местами сохранилась известковая штукатурка белого цвета. Интересны фрагменты сохранившейся цемянки пола из известкового раствора характерного розового цвета с примесью толченого кирпича.

Архитектура строения вписывается в круг памятников Абхазии и Алании IX–XI вв. Наиболее близок план храма Х века в Лыхны в Абхазии.

Исследования показывают, что это произведения не просто одной архитектурной школы, но одного ее направления, едва ли не одной строительной артели. Храм у села Веселого планом похож и на церковь Симона Кананита в Новом Афоне.

Строение выделяется очень важной деталью: оно имело цельные или состоящие из нескольких блоков камня подкупольные колонны, что относит его в особый подвид, испытавший прямое влияние региональных школ византийской архитектуры, Херсонеса или Трапезунда.

Еще две важные особенности – склеп под нартексом храма и колодец. Сочетание храма с колодцем нигде в Восточном Причерноморье не отмечено. Неизвестны и обширные сводчатые склепы в церковной архитектуре Абхазии, Алании, Трапезунда. Близкая аналогия – церковь VII в. в Юса Тепеси под Стамбулом.

По словам Алексея Ворошилова, склеп был обнаружен случайным образом в 2011 году. Архитектор экспедиции делал чертежи кладки стены и выронил ластик, который застрял между лежавшими на полу плитами. Попытки его достать привели к обнаружению входа в гробницу, закрытого камнем. После его расчистки открылся тщательно выложенный проем, ведущий в обширный прямоугольный склеп (8 метров в длину, 2 метра в ширину, 2 метра в высоту) с полуциркульным сводом. В склепе были найдены семь погребений Х века. Расчистка склепа дала ценную находку – фрагмент резной известняковой плиты с изображением библейского сюжета «Даниил во рву львином», данная иконографическая схема характерна для византийского искусства. Подобная сюжетная резьба в Восточном Причерноморье известна только в Грузии – плита престола церкви Св. Саввы в Сафаре. Фрагмент плиты храма у села Веселого хранится в Музее истории города-курорта Сочи.

Колодец у архитектурного памятника представляет собой глубокое каменное сооружение с узкой горловиной и широким основанием внутри стилобата. В нем были найдены деревянные детали храмового убранства с резным орнаментом.

В процессе раскопок встречались многочисленные фрагменты строительной и бытовой керамики: черепицы, плинфы, труб, пифосов, кувшинов, мисок и горшков. Найдены осколки разноцветных оконных стекол-дисков, часть из которых рельефно-орнаментированные: такие стекла, как полагают исследователи, производились только в средневековой Грузии.

«Археологические раскопки византийского храма станут первым этапом в формировании открытого и доступного жителям и гостям федеральной территории уникального исторического объекта. Пока специалисты Института археологии РАН проводят здесь исследования, у нас есть возможность провести ряд экскурсионных и образовательных мероприятий, в том числе для воспитанников программы “Дизайн. Интерьерное и средовое проектирование” ОЦ “Сириус”, а также для участников конкурса проектов “Университетский парк “Сириус” Центра урбанистики. Важно познакомить ребят с принципами создания новых проектов, опираясь на исторический контекст территории, предоставив возможность увидеть редчайший образец византийской архитектуры, чудом сохранившийся в “Сириусе”», – отметил Андрей Литвинов.

Целью Причерноморской экспедиции ИА РАН в этот раз стало определение местоположения некрополя, традиционно окружавшего храм, изучение его погребений для формирования представлений об историческом контексте периода строительства и функционирования памятника. На текущий момент в некрополе обнаружено пять христианских захоронений, синхронных с храмом.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube