Президент Международного центра гуманной педагогики, психолог Паата Амонашвили (Грузия) на конференции «Крутые практики» Университета детства рассказал, как общаться и во что играть с детьми, чтобы ребятам было интересно со взрослыми и интересные взрослые вырастали из них самих.
Принципы общения с детьми
Для того, чтобы дети росли защищенными и развивались, в совместном общении педагогам и родителям важно давать им почувствовать три вещи.
1. Безусловную любовь
Даже не защищенность, а именно любовь. Так общение со взрослым углубляется, происходит взаимное притяжение. Любовь — это основа гуманно-личностных методик.
«Вопрос в том, чтоб ребенок чувствовал себя любимым в каждый момент. Это чувство может пропадать, когда родители повышают голос или раздражаются», — отмечает Паата.
Раздраженный человек не может распространять ауру любви, и тогда общение побеждают любые гаджеты.
Безусловная любовь подразумевает, что ребенок любим вне зависимости от того, что он делает, и что происходит вокруг. При этом дети получают от родителей намного больше.
2. Возможность выбирать
Авторитарный подход к воспитанию отталкивается от неприятия и основывается на принуждении. Авторитарный склад взрослого ума непременно приходит к вопросу: «Как заставить ребенка делать то, что он не хочет: есть кашу, делать зарядку, учиться».
Но дети обладают особой природой. Сила свободы толкает их сопротивляться тому, что другие выбирают за него.
«Как-то одна мама пожаловалась мне, что дети отказываются от приготовленной ею еды. Она, старается, готовит, зовет их к столу, но они ни к чему не притрагиваются. Оказалось, что мать ни разу не спросила детей, а что бы им хотелось съесть».
Это решается просто: достаточно продумывать различные альтернативы и предлагать детям из них выбирать. При этом альтернативы могут быть одинаково полезны с точки зрения родителей. Важен сам момент принятия решения ребенком.
3. Взрослость
Ребенок устроен так, что в первую очередь он хочет переживать чувство взрослости:
«Он хочет ускорить процесс взросления. Все дошкольники будут счастливы, если им предложить волшебную палочку, которая превратит их из дошкольников в первоклассников».
Дети, которые говорят, что не хотят взрослеть, делают это только в двух случаях:
- когда испытывают на себе родительскую манипуляцию — их принуждают к чему-то, что они не хотят делать, используя аргумент «но ведь ты уже взрослый»,
- когда не знают, какая она, взрослая жизнь, и поэтому боятся — при этом страх немедленно исчезает в совместной игре.
Давать детям чувство взрослости может вышеупомянутая практика выбора, а также игры, в процессе которых проигрывается взрослая жизнь и ребенок сталкивается с увлеченными взрослыми.
Как разнообразить досуг с учетом этих правил
Для того, чтобы в общении детям и взрослым было интересно и приятно друг с другом, есть немало возможностей.
4. Отправиться в путешествие
«Когда дочке было 5 лет, мы были в квартире одни. Я думал, чем же заняться, и внезапно предложил отправиться в путешествие. Дочка очень обрадовалась, мы достали карту и начали выбирать, куда поедем. Остановились на Италии».
К путешествию нужно было подготовиться:
- Папа с дочкой сели за стол, взяли по листку бумаги и нарисовали себе вполне приличные «загранпаспорта».
- Уже с ними перешли к другому столу и купили предварительно заготовленные билеты в Италию.
- Уложили воображаемый чемодан.
- Взяли такси, чтобы не опоздать на самолет, и в «поездке» рассказывали друг другу, что видят в окно, какие улицы проезжают.
- Затем аэропорт, досмотр, регистрация.
Полет прошел отлично, и уже через несколько минут путешественники оказались в Риме. Затем во Флоренции, Венеции, Милане… Так, не выходя из комнаты, они объехали всю Италию. Паата заметил, что дочь в этот момент по-настоящему путешествовала.
«Игра становится возможной там, где в сознании ребенка на одну реальность накладывается другая — воображаемая. Ребенок прекрасно может оценить ситуацию, увидеть ее такой, какая она есть. Но видимая действительность такая же реальная для него, как и воображаемая. Две действительности начинают сосуществовать. Эту идею я беру за основу в любой игре».
Взрослому нужно попробовать так же окунуться в эту воображаемую реальность. Иначе фальшь будет заметна, и возникнут проблемы с взаимопониманием.
В такие игры можно и нужно добавлять воспитательные моменты:
«Мы зашли в магазин сувениров, и я сказал, что нужно здесь обязательно что-то приятное купить маме. Потому что невозможно обучить заботе. Заботу просто показывают».
Это не одноразовая игра — в неделю можно успеть «посетить» две-три страны. Путешествовать не только по Земле, но и лететь к звездам, используя ракету и звездный атлас.
Путешествия хороши и для детского сада. Группа может отправиться на экскурсию и поделиться затем впечатлениями от поездки.
5. Привнести в детский мир частичку взрослой жизни
Паата Амонашвили отмечает: «Во что дети играют, потом они то и живут». Поэтому стоит попробовать сделать взрослую жизнь еще интереснее и привлекательнее в их глазах.
Например, им очень нравятся увлеченные своей профессией взрослые. Можно выбрать из близких и друзей, приглашать их просто пообщаться, рассказать о своей работе.
Так, для приобщения к искусству, в сад к детям Паата однажды пригласил балерину. Она не только станцевала для ребят и рассказала о тайном языке, который используют артисты на сцене, но и научила их самих виртуозно исполнять «Танец маленьких лебедей». Детскому восторгу не было предела.
Есть и более масштабный проект, в котором дети и взрослые меняются ролями — девятидневный лагерь «Город солнца» в Грузии, где каждый ребенок становится гражданином, ему выдают паспорт и трудовую книжку.
В городе есть своя Конституция, и каждый человек обладает свободой выбирать. Важные решения на государственном уровне принимает Парламент. Учреждения города работают на его благо и ребенок может работать в любом из них: мэрия, медиацентр, Институт природы, почта — у ребят немало дел, пока взрослые ходят в школу.
«Это не игра в профессии, а очень большая воспитательная работа. Через каждое учреждение в ребенке воспитывается забота о городе, своих родных, близких и друзьях, само чувство дружбы, стремление к служению во благо. Все включены в это действо, и я никак не могу назвать его игрой».
Дети забывают здесь о своих мобильных устройствах и даже не заряжают их. Кроме того, смена ролей становится хорошим уроком для взрослых, которые в своих детях уже видят состоявшееся воспитание.
Например, взрослые в «Городе солнца» не могут сами зарабатывать деньги (прим. здесь есть своя валюта), а если им чего-то хочется, они должны попросить граждан — детей.
«Если ребенок сообщает маме: “Не куплю тебе абонемент в бассейн, потому что мне нужно денежку копить”. Или девочка говорит: “Мне некогда с тобой разговаривать. Не видишь, я же работаю?”, родителям становится очень горько. Иногда у них на глазах появляются слезы от осознания, что это же ровно то, что они сами давно уже говорят ребенку».
А когда результат неосознанного воспитания перестает нравиться, у родителей появляется шанс скорректировать свое поведение и перестроить общение, тем самым улучшив отношения в семье.